Любой предмет может служить источником переживаний у детей

Однако эти переживания будут существенно разными в зависимости от того, входит или нет данный предмет в круг формирующихся у ребенка мотивов и ценностей. Ценность — это значимость для челове

Когнитивное развитие дошкольника Любой предмет может служить источником переживаний у детей Однако эти переживания будут существенно разными в зависимости от того, входит или нет данный предмет в круг формирующихся у ребенка мотивов и ценностей. Ценность — это значимость для человека чего-то в мире, это принятая и осознанная направленность поведения (С. Л. Рубинштейн).

Если говорить о ценностях непреходящих, общечеловеческих, то таковыми, например, являются человеческая культура, причастность каждого отдельного человека к этой культуре, человеческая жизнь, ценность личности и др. На создание этих вечных ценностей ушли века. А если определять ценность отдельной личности, то здесь выступит иной масштаб, а именно: приобретенная профессия, увлечения (музыкой, наукой, живописью), характер отношения к окружающим людям (родным, близким, посторонним) и т. д.

Применительно к дошкольнику можно выделить разные категории объектов, которые как бы соответствуют ценностям разного уровня и вызывают неодинаковое отношение в сознании ребенка. Объектом ценностного, эмоционального отношения ребенка могут быть люди (взрослые и дети), предметы, образы (людей или предметов), идеи или представления и, наконец, действия.

Однако очень важно не только понять подлинную причину, объект детских переживаний, но и установить место его в системе других ценностей ребенка. Анализ эмоционального развития дошкольника позволяет выделить прежде всего специфически человеческие эмоции, характерные для ребенка как существа социального.

Исходя из того, что человек и человеческая жизнь в системе материальных и духовных ценностей занимает высшее место, следует предполагать, что эмоции, связанные с другим человеком, занимают в эмоциональном опыте ребенка особое место. Это вовсе не исключает тот факт, что иногда какой-то весьма заурядный предмет может стать для ребенка предметом особого значения, воплотить только ему одному ведомый смысл. У дошкольников такими особо значимыми и предпочитаемыми предметами могут стать отдельные игрушки, бережно хранимые в течение многих лет, отдельные предметы одежды, с которыми они трудно расстаются, и т. д.  
Читайте также:

  • Бывает, что дети воспитываются в такой атмосфере, когда в семье создается к …
  • Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов
  • Роль семьи в воспитании отзывчивости ребенка
  • Возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств
  • Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельн …
  • Просмотрено: 222 раз 6 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий