Что касается умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, то оно тесно связано с проблемой подготовки к школьному обучению. Современные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем предполагалось ранее.
Эффективность самого обучения (в узком смысле этого слова) в большой мере зависит от того, как ребенок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и более широко — на его умственную активность и даже на творческие способности. Даже специальная подготовка дошкольников (обучение началам математики и грамоты) бывает наиболее эффективной тогда, когда специальные знания и умения формируются на фоне уже возникшего у детей устойчивого познавательного интереса. Например, быстрее других запоминают буквы, составляют слова и читают их те дети, у которых прежде было сформировано заинтересованное отношение к книге. В противном случае знания, умения и навыки усваиваются детьми с существенными затруднениями и не являются устойчивыми.
Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребенка к школьному обучению, мы имеем в виду прежде всего его личностную готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.
Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание, оказывающее влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное воспитание ребенка.
Особый интерес представляет вопрос педагогических условий формирования начал художественного творчества. Иные искусствоведы в похвальном стремлении защитить детское художественное творчество впадают в крайность и полностью отрицают роль обучения. Другие педагоги и психологи неправомерно отрицают саму возможность детского творчества на том основании, что ребенок только учится и якобы не способен создавать общественно значимые художественные ценности.
Детское художественное творчество существует. Дело не в том, чтобы его признавать или отрицать, а в том, чтобы научиться управлять особенностями проявления этого творчества в разном дошкольном возрасте в области рисования, музыки, художественного слова и разрабатывать методы, побуждающие и развивающие это творчество. В их создании следует также опираться на особенности эмоциональной сферы детей, т. е. развивать
их эмоциональную чувствительность к специфическим воздействиям различных видов искусства.