Горная медицина в системе медицинских знаний

Всякая самостоятельная система научных знаний и умений предполагает наличие собственных предметов и методов изучения, внутренней структуры и истории развития, а ее рекомендации дают возможно

Всякая самостоятельная система научных знаний и умений предполагает наличие собственных предметов и методов изучения, внутренней структуры и истории развития, а ее рекомендации дают возможность предвидеть ход событий и осуществлять практическую деятельность в соответствующем направлении. По мере накопления достаточного количества новых сведений, каждая система—в нашем случае медицина — отпочковывает ветви, которые постепенно приобретают значительную самостоятельность. Так сформировались авиационная, космическая, военная, спортивная и некоторые другие отрасли медицины. Так формируется и медицина горная.

Основная предпосылка выделения горной медицины в самостоятельную отрасль медицины — своеобразие горных условий обитания, называемых нами для краткости горным комплексом. Ведущим фактором этого сложного комплекса признается гипоксия. В его состав входят (при разных обстоятельствах с разной степенью интенсивности) социальные, психоэмоциональные и природные компоненты.

Предметом горной медицины, как и вообще медицины, остается человек — больной и здоровый. Однако несмотря на то, что люди с некоторыми компонентами горного комплекса встречаются и в других природно-климатических зонах, горная и, особенно, высокогорная экологическая совокупность весьма специфична и накладывает на человека особые черты. Попадая в новую окружающую среду, люди в известной мере, как и другие животные, каждый раз изменяют «…свой образ жизни, в том числе суточную и сезонную цикличность жизнедеятельности, биологию размножения и развития…»

(С. С. Шварц, 1974), которые в горах опять же отличаются своеобразием. Большая пластичность человеческого организма делает человека менее зависимым от среды и законов природы (Bews, 1973). Все же при попадании в горы его структура, а следовательно, и функции претерпевают ряд существенных изменений как в физиологических параметрах, так и в характере
течения патологических процессов. Причем, если воспользоваться терминологией Сарропа (1975), человек изменяется здесь как «цель» для патогенных факторов, как «передатчик» и «патоген» (в последних двух случаях через физиологические отправления, быт, технологию, войны и др. антропургические факторы).

Горная медицина использует те же современные клинические, экспериментальные, статистические, эпидемиологические, морфологические и иные исследовательские методики, которые применяются в других отраслях медицины. Принципиальное методическое отличие заключается в месте проведения исследований: чем выше жизнь вынуждает подниматься людей в горы, тем выше следуют (предшествуют) исследовательские пункты или моделируются адекватно этому экспериментальные ситуации.

Вместе с тем горная медицина черпает сведения и использует методы немедицинских отраслей знаний: географии, экологии, антропологии, климатологии и др.

Внутренняя структура горной медицины как системы знаний в известной мере повторяет общую структуру медицины, слагающуюся, как известно, из медико-социальных, медико-биологических, клинических и гигиенических частей. Однако своеобразие ее и нынешний уровень накопленных фактов вносят свои поправки. Предлагаемая схема намечает основные составные части и наиболее существенные связи данной области знаний.

Развитие и воспитание дошкольников