Цель: помочь детям понять содержание стихотворения, запомнить его, выразительно читать; развивать у детей умение объяснять свою точку зрения и доказывать ее (упражнение «Что лишнее?»).
Ход занятия
Воспитатель показывает детям 3—4 крупные иллюстрации, изображающие природу ранней и поздней осенью.
— До чего же разная осень, не правда ли?—обращается к детям педагог, указывая на картинки. Расскажите о ней (на рассказывание отводится 3—5 мин).
А теперь подумайте, к которой из этих картин относится следующее описание: «Одела осень могучего богатыря в медную кованую броню». Что это за богатырь? Как он одет? (2—3 ответа.) Вот и листья этого богатыря! (Или натуральные, или картинки.) А вот медные новенькие монетки. Сравните цвет монет и цвет листьев. Похожи? Значит, справедливо подмечено, что дубы осенью — в медной броне! Советская поэтесса Ирина Токмакова написала стихотворение «Дуб». Послушайте его.
Прочитав стихотворение, педагог спрашивает, как оно называется, кто его написал.
Как правило, дети с трудом запоминают первые строчки, поэтому воспитателю целесообразно использовать прием «Спрашиваю — отвечай!». Первый вопрос адресуется трем-четырем детям, запоминающим стихи медленнее сверстников (Ира, «Дуб дождя и ветра вовсе не боится»?). Читая вторую стихотворную строку, («Кто сказал, что дубу страшно простудиться?»), лучше ориентировать детей не столько на вопросительную, сколько на удивленно-вопросительную интонацию.
Далее воспитатель интересуется, что означают слова дуб выносливый, закаленный. Спрашивает, какие строчки стихотворения подтверждают, что дуб выносливый и закаленный. («Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый».)
Затем педагог читает стихотворение еще раз, дети участвуют в чтении.
Далее стихотворение читает ребенок, которому воспитатель передал желудь или дубовый листок. (Ребенку следует напомнить, как лучше поблагодарить воспитателя за оказанное доверие.) Следующим выступает тот, кому ребенок передал желудь. Воспитатель следит, чтобы дети не забывали благодарить друг друга за проявленное внимание.
Педагог показывает детям картинки с изображениями деревьев: дуба, березы, ели, сосны. Спрашивает, что это, какие
еще деревья дети знают. Воспитанники перечисляют известные им породы деревьев.
Воспитатель добавляет к картинкам еще одну — на ней нарисована ромашка. Спрашивает, что в этой группе предметов лишнее и почему. (Лишняя ромашка. Это цветок, а на всех остальных картинках изображены деревья.)
Педагог убирает все картинки, кроме ромашки. Добавляет к ней колокольчик, полевую гвоздичку и шмеля. Спрашивает, что лишнее в этой группе и почему. Знакомит детей со следующим приемом классификации: «Надо определить, к какой группе относится большинство предметов: деревья, цветы, насекомые и т. п. Предмет, не относящийся к группе, будет лишним». Напоминает, что есть цветы полевые, а есть такие, которые растут только в лесу. Заменяет картинку со шмелем картинкой с ландышем. Просит объяснить, которая картинка лишняя и почему. (Среди полевых цветов оказался лесной ландыш. Он лишний.)
В заключение педагог подводит итог — говорит, что на сегодняшнем занятии дети учились определять, какой предмет в группе лишний, спрашивает, какое стихотворение ребята выучили. Предлагает «домашнее задание» — во время прогулки в парке, лесу проверить, правильно ли сказано в стихах, что «До поздней осени дуб стоит зеленый».