Работа по составлению узоров из геометрических фигур для оформления ковров

Интересна в творческом отношении работа по составлению узоров из геометрических фигур для оформления ковров. Ковры обычно обрамляет кайма (бордюр), состоящая из полосок или более сложных узо

Интересна в творческом отношении работа по составлению узоров из геометрических фигур для оформления ковров.

Ковры обычно обрамляет кайма (бордюр), состоящая из полосок или более сложных узоров. В середине ковра располагается центральная крупная фигура, по углам — средние по размеру фигуры, а все оставшееся поле заполняют мелкие фигуры.
Часто встречаются ковры, у которых все поле заполнено мелкими фигурами.

На рисунке 137 показано несколько характерных национальных элементов, из которых нужно коллективно сочинить композицию коврика.

В построении эскиза самым сложным
для учащихся является соблюдение симметрии коврика. Руководитель должен показать последовательность построения эскиза: начинают с центральной фигуры, затем симметрично располагают от нее более мелкие фигуры влево, вправо, вверх и вниз. Вокруг центрального поля коврика выполняют бордюр.

После коллективного составления композиции коврика, учащиеся перерисовывают ее цветными карандашами на лист бумаги в клетку, т. е. выполняют эскиз коврика в натуральную величину. Затем вырезают фигуры из цветной бумаги и наклеивают их на цветной фон.

Желающие выполняют коврики по своим более сложным композициям.

Занятие по построению узора можно провести и несколько иначе. Руководитель показывает увеличенные рисунки и просит определить, из каких простых элементов состоят узоры. Определить это сразу трудно. Поэтому руководитель показывает, как построить сетку вспомогательных линий, и тогда сразу становится ясно, что узоры можно сложить из отдельных треугольников или квадратов. Узоры будут красивее, если их выполнить в два-три цвета.

Увлечение составлением симметричных узоров в замкнутых фигурах (ковриках) развивает пространственное представление, умение составлять декоративные композиции с чередованием отдельных элементов узора и цветового сочетания. Такая работа требует упорной мыслительной деятельности, точных расчетов и, конечно, творчества.

Интересную творческую работу проводят по составлению декоративных цветов. Руководитель на доске показывает, как круг при помощи циркуля и линейки можно разделить на восемь равных частей. В каждом секторе он рисует лепестки разной формы. Из таких лепестков можно составить большое количество разных цветов, букетов и композиций для украшения обложек, коробок, флажков.

Кружковцы сами придумывают цветы, выбирают количество лепестков, расцветку и составляют композицию для оформления изделия.

Различные цветы можно придумать, вырезая их из кругов и квадратов. Для этого круг или квадрат складывают несколько раз по диаметрам или диагоналям и вырезают выбранную форму лепестка. На рисунках 144, 145 показано, как, несколько изменяя форму лепестков, листьев и дополняя букет вазой, составляют композиции для оформительских целей.

Рис. 137

Рис. 144

Рис. 145

женская одежда из киргизии

Развитие и воспитание дошкольников