Самостоятельная художественная деятельность детей старшего возраста представляет собой совокупность действий, связанных с восприятием произведений художественной литературы и искусства, с исполнением и оценкой результатов деятельности.
К самостоятельным действиям воспитанника старшей группы побуждают различные причины: интерес к произведениям, стремление научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте (например, на металлофоне), выразительно прочитать стихотворение, рассказать сказку, придумать и рассказать свою собственную историю, лепить, рисовать, показать спектакль.
Усвоенное на занятиях дети закрепляют и применяют самостоятельно в новых условиях. Наблюдения показывают, что в самостоятельную художественную деятельность дети пяти лет переносят не только содержание занятий (по рисованию, лепке, музыке), но и саму форму (игра в «занятия», дидактические музыкальные игры).
Наиболее ярко самостоятельная художественная деятельность проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок, рифмовок. Самостоятельность проявляется прежде всего в выборе темы, в замысле. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают их на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.
В такой художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят праздник, участниками которого они были, вносят свою интерпретацию, свой замысел в содержание, оформление, проведение игры. Становление и развитие самостоятельной художественной деятельности происходит у детей при наличии интереса к ней, имеющихся у них способов самостоятельных действий, дающих возможность применить знания и умения в новых условиях, при косвенном педагогическом руководстве взрослого, учитывающего индивидуальные особенности дошкольников, при обращении к методическим приемам.
Самостоятельная музыкальная деятельность складывается под влиянием музыкальных занятий. Музицирование на детских музыкальных инструментах в разные периоды пребывания ребенка в группе детского сада, пение без сопровождения, напевание, слушание музыки, музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы) — эти действия в повседневной жизни вне занятий выявляют естественную потребность детей (не только в детском саду, но и дома) воспроизвести то, что они услышали на занятии.
Самостоятельная музыкальная деятельность пяти-шести летних детей связана с их собственными интересами и желаниями. Детские интересы обусловлены теми впечатлениями, тем опытом, который накапливается у ребенка в процессе обучения на занятиях, участия его в играх, праздниках и развлечениях, в процессе общения с окружающим миром.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 8 сентября 2011