Первые одно-два занятия необходимо посвятить повторению пройденного материала — закреплению умения складывать бумагу пополам. Для этого детям предлагают сделать альбом для рисования, записную книжку (для себя и товарищей, для игр с куклами). Способы изготовления дети вспоминают сами.
Овладению новым способом конструирования необходимо посвятить несколько занятий, идущих друг за другом, с постепенным усложнением конструкции поделок на каждом из них.
Например, с целью обучения делению квадратного листа бумаги на 16 равных частей, на первом занятии детям предлагают сделать корзиночку из плотной бумаги. После обследования образца (выделяются части, определяется их форма и назначение) воспитатель показывает и объясняет, как нужно складывать большой квадрат, как его надрезать и как складывать полученную выкройку (как склеивать ее и как прикладывать к корзиночке ручку дети догадываются обычно сами).
На втором занятии (поделка гаража) дети закрепляют это умение и учатся складывать квадрат по диагонали. Способ деления квадратного листа бумаги на 16 частей не показывается. В объяснении используется готовый, разделенный и надрезанный с двух сторон квадрат.
При изготовлении домика из бумаги дети сами делают выкройку и склеивают ее. В начале занятия воспитатель показывает образец, помогает детям найти нужный способ выполнения и установить последовательность работы.
Этот способ изготовления поделок из бумаги может повторяться через некоторое время (например, при поделке открытой коробочки), но используется он детьми, по памяти, без показа воспитателя.
В работе с бумагой воспитатель чаще, чем в других видах конструирования, использует показ каждого действия. Это связано с тем, что дети с трудом представляют себе те последовательные преобразования плоской фигуры в объемную, которые надо при этом выполнить. Важно, чтобы старшие дошкольники научились правильно пользоваться теми условными обозначениями, которые даются на выкройках предмета. Обычно сплошные линии обозначают надрез, пунктирные — линию сгиба, штриховка — места нанесения клея, одинаковые значки (например, два крестика) — место соединения двух деталей, двух уголков листа и т. п. Постепенно дети привыкают за каждым обозначением видеть нужное действие и начинают более самостоятельно находить способ изготовления поделок.
Вся последовательность действий, указанная воспитателем в объяснении, не сразу усваивается детьми. Поэтому необходимо показать образцы, которые изображают результат каждого этапа работы. Они вывешиваются на доске в определенной последовательности (сверху вниз или слева направо).
Обучая детей конструированию из готовых форм путем склеивания, воспитатель на первом занятии показывает им, как из спичечных коробок можно сделать автобус (как склеивать коробки между собой и обклеивать их бумагой, крепить колеса и т. д.), и дети, следуя показу и объяснению, выполняют задание.
На втором занятии, основная задача которого показать детям, что от расположения коробочек по отношению друг к другу зависит форма конструкции, воспитатель предлагает вспомнить, как они мастерили автобус, затем показывает несколько образцов мебели. Ознакомившись с ними, дети устанавливают, из скольких коробков сделана каждая, как они склеены между собой; выбирают предмет, который будут конструировать, подбирая соответствующий материал. Готовые поделки используются на занятии по конструированию из строительного материала, например: грузовая машина, сделанная детьми, применяется в играх для перевозки мебели.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011