Конструирование из строительного материала используется в воспитательно-образовательных целях как на занятиях, так и в повседневной жизни. Оно тесно связано с игрой — дети создают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.
Обучение на занятиях конструированию из строительного материала помогает решить ряд задач.
Прежде всего у детей необходимо выработать умение ориентироваться на плоскости и намечать очертания будущей постройки, что способствует формированию планирующей мыслительной деятельности. Для этого можно провести с детьми занятия по обучению строительству заборчиков, огораживающих площади различной конфигурации.
На первом занятии детям дается задание — построить заборчик по образцу воспитателя (вокруг сооруженного уже домика). Так дети осваивают новый способ постройки, существенно отличающийся от предыдущего. Воспитатель показывает и объясняет, что начинать нужно с установки столбиков, которые важно правильно расположить (по углам, ориентируясь на домик), а затем устанавливать кирпичики между ними.
При объяснении задания можно использовать план этой композиции, то есть схематический рисунок, на котором дом с забором изображены так, как они выглядят при взгляде сверху. На плане хорошо видны форма забора, дома и их взаимное расположение. Соотнося план с образцом, воспитатель обращает внимание детей на эти особенности композиции, помогает составить ее образ, на основе которого дети более осознанно начинают действовать с материалом.
На втором занятии они обносят забором два дома. Задание выполняется без образца, по плану. Детям можно предложить разные его варианты. Затем каждому ребенку предлагается обнести забором 3—4 домика, расположив их по разному на плоскости стола (а не в ряд), соблюдая основной принцип — начинать с установки столбиков (домики дети заранее делают сами из бумаги, тонкого картона).
Постепенное усложнение задачи способствует усвоению детьми нового способа действия, делают этот способ обобщенным, и дети свободно используют его в разных ситуациях.
Дети должны уметь заменять одни детали другими: куб легко составить из двух трехгранных призм, брусок — из кирпичиков и т. д. Например, организуя занятие на тему «Постройка парохода», воспитатель предлагает свой образец, не показывая процесса создания. После обследования образца парохода (выделение основных частей, деталей, их соотношение между собой), дети строят такой же, используя имеющийся у них материал. В конце занятия воспитатель отмечает, что дети построили пароход, подобный образцу, но из других деталей, предлагает сравнить между собой постройки и найти одинаковые.
Проведение такого занятия требует от воспитателя тщательной подготовки. Он заранее подбирает несколько видов сочетаний деталей (4—5), используя разные строительные наборы, и раздает их детям так, чтобы сидящие за одним столом имели разные варианты сочетаний. В процессе создания детьми построек воспитатель направляет производимый ими поиск решений: «Подумай, чем можно заменить бруски» и т. д.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011