Выполнение программных задач по всестороннему воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх

Неоправдано стремление некоторых воспитателей излишне детализировать предметно-игровую среду, предусматривая буквальное отображение детьми в игре трудовых процессов взрослых людей в ущерб от

Игры и творчество детей

Выполнение программных задач по всестороннему воспитанию детей в сюжетно-ролевых играхНеоправдано стремление некоторых воспитателей излишне детализировать предметно-игровую среду, предусматривая буквальное отображение детьми в игре трудовых процессов взрослых людей в ущерб отражению их взаимоотношений.

Такая работа с детьми приводит к тому, что их игры напоминают работу взрослых людей. В роли сельскохозяйственных или промышленных рабочих дети выполняют в определенной последовательности все операции, воспроизводят труд взрослых на молочной ферме, рыбоконсервном заводе или на строительстве зданий. Этому способствуют и соответствующие атрибуты: мастерки (копия натурального инструмента), защитная каска, рукавицы, спецодежда. В таких случаях педагог не задумывается над тем, что ребенок, сооружая постройку, имеет дело лишь со строительным материалом, а мастерок и рукавицы затрудняют его действия. Полезнее показать, как эти действия выполнить условно. Практика подтверждает, что «как будто» и «понарошку», так свойственные детям, не должны уходить из игры, иначе она превращается в пустую имитацию труда взрослых.

Игрушки, различные предметы, выступающие в функции заместителей реальных предметов быта, труда, нужны старшим дошкольникам в сюжетно-ролевых играх лишь как материал для выполнения замысла1. В игре дети свободно могут наделить любой предмет (стул, диванная подушка, строительные наборы, камушки, шишки, короткие шнуры) новым смыслом, и тогда он приобретает важное значение для развертывания условного сюжета игровой ситуации. В групповых помещениях и на участке детского сада необходимо иметь достаточное количество разнообразного игрового материала, который дети используют по своему усмотрению для самостоятельных сюжетно-ролевых игр.

Игрушки нужны как готовые, так и полуфабрикаты для изготовления самоделок или различных игровых атрибутов. Готовыми игрушками могут быть куклы, бытовая техника, средства труда, транспорт, игрушечная мебель. Это игрушки детализированные, приближенные к своим реальным прототипам (куклы с набором одежды, посуда, модель автомашины и т. д.); игрушки условные, в образе которых передана какая-либо характерная черта игрового персонажа, подчеркнут главный элемент использования (например, плита с яркими переключателями) или лишь обозначена принадлежность к знакомой ребенку сфере действительности (кукла-чурбачок в косынке, цыпленок — пушистый желтый шарик с носиком, комната — складная коробочка с окошком и т. п.), В старших группах детского сада при организации предметно-игровой среды должны учитываться стойкие игровые интересы детей, поэтому необходимо, чтобы воспитатель оберегал те игровые уголки, которые созданы по инициативе детей.

Выполнение программных задач по всестороннему воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх требует от воспитателя умело связывать опыт, приобретенный детьми вне игры (повседневная жизнь, занятия, искусство), с содержанием и формированием их самостоятельной игровой деятельности.

 
Читайте также:

  • Приобретенные детьми разнообразные знания об окружающей их действительности …
  • Программа воспитания детей в игре
  • Роль воспитателя в самостоятельных играх детей старшего дошкольного возраст …
  • Главное в игре старших дошкольников — это содержательность их ролевого обще …
  • Роль и значение игрушек для всестороннего воспитания детей
  • Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий