Занятия. В старшей группе усложняется учебная программа, увеличиваются количество и длительность занятий. В течение педели проводятся 16 занятий. Три из них — по физической культуре. Одно занятие по физической культуре организуется на воздухе во время прогулки в первой половине дня. В группах с дневным пребыванием детей все занятия целесообразно проводить в первой половине дня; наиболее трудные — во вторник и среду; начиная с четверга, работоспособность большинства детей снижается, поэтому занятия в эти дни должны быть легче.
Распределяя программный материал в течение недели, следует предусмотреть чередование более трудных и сравнительно легких занятий, равномерное сочетание умственных и двигательных нагрузок.
Содержание программного материала в течение года должно постепенно усложняться.
При проведении занятий с детьми следует широко использовать двигательные, игровые приемы, наглядный материал, проводить физкультминутки. Методика и содержание занятий должны не только обеспечить предупреждение утомления детей, но и способствовать формированию у них учебной деятельности, повышению работоспособности. Индивидуальный подход должен проявляться в оказании помощи детям с недостаточным уровнем знаний, сниженной работоспособностью. Детей со сниженной работоспособностью, а также детей с нарушением слуха, зрения следует сажать в первых рядах, ближе к воспитателю. Длительность занятий должна соответствовать рекомендациям программы. Однако в пределах отведенного времени воспитатель может увеличить или уменьшить длительность одного занятия при изменении продолжительности другого (в пределах 5—7 мин) в зависимости от программных задач, степени усвоения детьми учебного материала.
Важно правильно организовать деятельность детей и во время перерывов между
занятиями. Перерывы должны служить для отдыха и переключения на другие виды деятельности. Дети должны подвигаться, поиграть, не следует проводить чрезмерно подвижных и шумных игр, которые возбуждают детей, затрудняя проведение следующего занятия. Длительность перерывов между занятиями — 10-20 мин. При подготовке к физкультурному или музыкальному занятиям перерыв может быть увеличен до 15 мин.
Проводя занятие, воспитатель должен обращать внимание на позу детей. Не следует требовать от них сохранения на протяжении всего занятия строго заданной, неподвижной позы: это для детей утомительно. Для предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата важно правильно подобрать мебель — столы и стулья, размеры которых должны соответствовать росту детей. В группе должны быть столы и стулья 2 -3 размеров, так как рост детей шестого года жизни колеблется от 95 до 126 см.
Столы и стулья одного размера помечаются определенным значком, чтобы дети могли самостоятельно их находить. Соответствие столов и стульев росту ребенка проверяется воспитателем и медицинской сестрой два раза в год на основе данных измерения длины тела.
Организуя деятельность детей шестого года жизни, воспитатель постепенно готовит их к переходу в подготовительную к школе группу или к обучению в школе.
В группе должна быть создана благоприятная гигиеническая обстановка: достаточное освещение, систематическое проветривание. Занятия проводят при открытых с одной стороны фрамугах, форточках или окнах в зависимости от погодных условий. В летнее время проводят 1—2 занятия на участке общей длительностью не более 35—40 мин. В этот период года осуществляется работа по закреплению у детей знаний; занятия могут проводиться в форме экскурсий, с выходом за пределы участка. Предпочтение следует отдавать занятиям, положительно воздействующим на эмоциональную и двигательную сферу ребенка.
С тем, чтобы предупредить утомление, сохранить устойчивую работоспособность детей в течение года, программный материал желательно планировать таким образом, чтобы в середине и в конце года (в начале января и в конце марта) детям можно было предоставить на неделю отдых от занятий. Один раз в квартал организуются дни здоровья. В период каникул и в дни здоровья учебные занятия, связанные с умственной деятельностью, требующие работы за столами, не проводятся. В это время дети должны находиться как можно больше на воздухе. С ними проводится разнообразная физкультурно-оздоровительная работа: устраиваются спортивные праздники, подвижные игры, игры-эстафеты, организуются экскурсии, прогулки за пределы участка, развлечения.