Цель: поупражнять детей в группировке предметов по их назначению, в использовании в речи обобщающих слов: посуда, одежда; учить различать и называть предметы посуды, одежды, а также существенные детали (части) предметов; поощрять попытки детей составлять короткие (в 2—3 предложения) описательные рассказы; упражнять в образовании (по аналогии) существительных при помощи суффикса -иц- (сахарница, конфетница и др.); совершенствовать слуховое внимание.
Ход занятия
Перед детьми кукла, заяц, рядом с ним красивая коробка. Воспитатель рассказывает: «Катя и Зая были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Зая купил посуду. Что купила Катя? Что купил Зая?
Продавец сложил покупки в одну коробку. И теперь Катя и Зая икак не могут поделить их. И просят вас помочь им».
Педагог еще раз уточняет, кто что купил.
Ребенок достает из коробки вещь (в коробке лежат 5—б предметов), показывает всем, называет и передает хозяину (Кате или Зае).
Тот, в свою очередь, просит рассказать, что это за вещь, зачем нужна, какого она цвета. Спрашивает названия деталей. Например:
— Это шубка,— показывает и рассказывает ребенок.— Шубку купила Катя.
— Красивую шубку я
купила?— интересуется Катя.
— Красивую. Она белая. Это воротник, а это пуговицы. Или:
— Это чайник, чтобы заваривать чай. Его купил Зая.
— Тебе нравится этот чайник?— спрашивает Зая.
— Да. Он белый. У чайника есть крышечка и носик.
Затем воспитатель предлагает Кате, Зае и детям угадать названия посуды, которую он принес: «Сюда кладут сахар. Это? («Сахарница».) (Если дети молчат, педагог сам называет предмет.) Сюда кладут конфеты. Это? («Конфетница».) Здесь лежит хлеб. Это? («Хлебница».)
Зая просит еще раз повторить названия посуды. Воспитатель демонстрирует предметы, дети называют их. В оставшееся время проводится игра «Кто позвал?». Ребенок стоит спиной к детям. «Дима!» — негромко окликает его кто-то из детей. Водящий по голосу определяет, кто его позвал. Упражнение повторяется 5—6 раз.