Организованная подвижная игра
Кроме специальных упражнений для развития, движений проводятся организованные подвижные игры, которые на 3-м году жизни усложняются.
Дети 3-го года жизни могут производить больше разнообразных движений, с ними можно проводить определенные занятия: бег всей группы в определенном направлении, усложненная ходьба, прыжки, движения рук, а также смена движений по ходу игры.
В подвижных играх участвует вся группа детей, здесь каждый ребенок должен согласовывать свои движения с движениями остальных детей, а не двигаться изолированно от других.
Правила» игры определяют характер движений, их направление, смену и темп. С этими правилами дети знакомятся из текста, который говорится взрослым (для лучшего запоминания текст дается часто в стихотворной форме).
Взрослый, обучая детей новой игре, сначала сам принимает непосредственное участие в ней, а затем предоставляет детям возможность самостоятельно выполнять роли в игре.
Организованные подвижные игры положительно влияют на поведение детей, направляют их движения в , учат выполнять определенные роли (имитировать движения животных и детей). Эти игры радуют детей, веселят, вызывают оживленные движения и громкий смех.
На фоне положительного эмоционального состояния на третьем году жизни детей в организованных подвижных играх происходит дальнейшая тренировка нервных механизмов, особенно внутреннего торможения: детям становятся доступны такие игры, когда надо уметь выжидать и затем переходить из состояния торможения в состояние двигательной активности, выполнять движение по сигналу, будь то счет 1-2-3 или словесная инструкция по тексту игры.
Смена движений в игре (их на 3-м году может быть до 5-6) проходит по определенным сигналам. Особенно тормозной процесс тренируется у догоняющего в «играх-догонялках», когда он должен делать вид, что спит, и несмотря на общее оживление всех детей, «не просыпается» до определенного времени.
Воспитательница должна разбираться в играх и по нимать, какая игра легче, какая труднее по количеству и качеству движений и тренировке нервных механизмов, и давать детям игры в определенной последовательности по степени трудности.
Подбирать игры надо сообразуясь с состоянием возбудимости нервной системы детей группы: если дети в данной группе более возбудимы, надо давать игры, где тренируется торможение и, наоборот, если в группе имеются вялые, мало активные дети, нужно вводить игры, где от детей требуется больше движений.
Следует учитывать не только состояние группы, но и отдельных детей: если . ребенок вялый, пассивный, следует назначать его на активную роль, например, зайчика, который выходит в центр и делает движения для подражания остальным, если ребенок возбудимый, выбрать его, например, на роль догоняющего в игре.
Поэтому назначать на такие роли надо по выбору, а не по очереди, как это обычно практикуется. Тренировка торможения наиболее эффективна именно в подвижных играх.
На третьем году жизни движения детей совершенствуются. Задачи в развитии движений следующие:
- Способствовать дальнейшему совершенствованию ходьбы, бега, лазания, бросания;
- Развивать умение по сигналу приостанавливать движение, переходить от одного движения к другому, изменять темп движения;
- Способствовать устранению лишних сопутствующих движений, формировать более экономные ритмичные движения, воспитывать правильную осанку.
Движения детей третьего года жизни, так же как и у детей до двух лет, развиваются в процессе их повседневной жизни. Поэтому важное значение имеет соответствующее оборудование групповых помещений и прогулочных площадок во все времена года.
Упражнения в развитии движений проводятся в форме гимнастики по определенным комплексам.Игры с мячами Играя с мячами, надо детей научить, чтобы они могли их использовать в самостоятельной игре в комнате, на прогулке и летом на даче.
В играх с мячом можно производить следующие движения:
- Катать мячи по
наклонной плоскости; - Катать по полу и загонять в воротца, катать по земле и загонять в ямки;
- Ловить брошенный взрослым вверх мяч или несколько мячей;
- Передавать мяч друг другу по кругу;
- Перебрасывать мяч друг другу;
- Бросать мяч в цель: в корзинку; летом — в таз с водой (на расстоянии 1 м);
- Попадать мячом в цель: обруч с подвешенным колокольчиком;
- Перебрасывать мяч через горизонтальную сетку;
- Перебрасывать мяч через вертикальную сетку на высоте роста ребенка с вытянутой рукой.