Игры и творчество детей В зале звонко смеются дети. Это веселый Петрушка шутит с ними, загадывает загадки, поет, смешит ребят. А потом из-за ширмы выходит артист с этим Петрушкой на руке, и оказывается, что Петрушка ― это просто кукла! Как же интересно самим поиграть с такой куклой!
Театральная игрушка ― одна из самых живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.
…Вот к расшалившемуся малышу приходит из-за двери или из-под стола его старый знакомый Буратино. Оказывается, он все знает о маленьком шалуне и так рассказывает о его проделках, такое осуждение слышится в его голосе, что малышу не хочется больше проказничать.
Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно, знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться маму при этом интересно.
Позднее ребенок сам пробует «водить» куклу, говорить за нее. Речь его становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается, он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом воспроизвести их. В театрализованных играх с куклами ребенок стремится как можно точнее повторить содержание этих сказок и показывает наиболее запомнившиеся отрывки. Еще интереснее становится игра, если «артистов-кукловодов» много: ребята распределяют между собой роди, учатся согласовывать свои действия, помогать друг другу.
Дети пяти-шести лет уже не только копируют увиденное, они пытаются импровизировать, стремятся рассмешить зрителей.
В магазинах продаются не только отдельные театральные куклы, но и целые наборы их.
Дети трех-четырех лет играют в настольный театр выпиленными раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных сказок «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка». Малыши рассказывают сказку, передвигая фигурки. Сам набор фигурок помогает восстановить текст. Имеется много таких наборов на разнообразные темы. С ними хорошо играют и более старшие дети, при этом они подражают звукам голосов животных, поют песенки.
Управлять куклами типа бибабо (наручные) детям гораздо труднее (одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).
Чтобы поддержать театральные игры детей, взрослые долиты смотреть их «спектакли», иногда задавать наводящие вопросы, чтобы ребенок вспомнил текст или развил тему самостоятельного показа.
Играть в театр можно и без игрушек ― ребята сами тогда становятся артистами. Кто из нас не надевал бабушкин халат, мамину шляпу, папин галстук, чтобы удивить, насмешить окружающих? К сожалению, домашние спектакли в наше время почти исчезли, а было время, когда во многих семьях устраивались такие представления и в них участвовали дети.
В детских садах к праздникам нередко готовятся небольшие спектакли, инсценировки сказок, народных песен. Ребята охотно участвуют в них. А потом праздник повторяется, но уже в игре. Шапочка с заячьими ушами заменяет костюм, и малыш самозабвенно исполняет роль зайчика; платочек и фартучек вызывают игру в матрешку. Многие театральные игры проходят гораздо веселее, если у ребят есть детали костюмов: летчика или милиционера, моряка или железнодорожника. Наша промышленность выпускает такие детали. Появляются на прилавках магазинов и разнообразные карнавальные костюмы, забавные тематические парики и парики-шапочки. Они помогают быстрее оформить детский спектакль, провести веселый карнавал, праздник лета или зимы.
Такие самодеятельные спектакли могут сопровождаться музыкой, исполняемой детьми с помощью музыкальных игрушек. Музыкальные органчики с разными мелодиями встраиваются в игрушечные инструменты―балалайки, гитары, даже пианино. Дети могут подхватить несложную мелодию, спеть песенку.
Старшие ребята могут подобрать простую мелодию на детском музыкальном инструменте, например на рояле, действующем подобно настоящему. Очень важно, покупая такой инструмент, проверить, как он звучит, не покупать фальшиво звучащей игрушки: она может привести ребенку только вред.
Очень любят дети «играть» и на незвучащем инструменте. Зная это, воспитатели детских садов часто сами рисуют на картоне клавиатуру и пюпитр для нот. Изображая игру на рояле, дети поют песни, им не метает то, что инструмент беззвучен, наоборот, песня льется свободнее, в то время как, играя на озвученном рояле, ребенок обязательно ошибался бы, менял темп. Такое изображение клавиатуры рояля может сделать своему ребенку любой родитель.
Когда ребенок начинает сам подбирать несложные мелодии на каком-либо музыкальном инструменте, ему можно приобрести металлофон. Он не требует настройки, звучит правильно, не портится, если с ним бережно обращаться. На нем можно исполнять простые мелодии, звуки его не резки, приятны. Играя на металлофоне, дети знакомятся с октавой, узнают названия нот, учатся читать их по прилагаемым к инструменту альбомам.
Выпускаются музыкальные игрушки, изображающие струнные инструменты. Нужно обязательно следить за тем, чтобы инструмент не фальшивил. Лучше совсем не покупать музыкальную игрушку, чем дать ребенку плохую, способную испортить его слух.
Читайте также:
Просмотрено: 1413 раз 18 марта 2010