Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания.

Оздоровительная направленность советской системы физического воспитания предусматривает обязательность врачебного контроля. Врач проводит осмотр внешнего вида кожи и слизистых покровов, опре

Физическое воспитание дошкольников Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания.Оздоровительная направленность советской системы физического воспитания предусматривает обязательность врачебного контроля. Врач проводит осмотр внешнего вида кожи и слизистых покровов, определяет тургор тканей, упитанность, обследует состояние всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). Он обследует физическое развитие (рост, массу тела, окружность грудной клетки, емкость легких, изгибы позвоночника, силу мышц и др.), кроме того, он определяет степень тренированности, реакции организма на физическую нагрузку; устанавливает допуск к занятиям физическими упражнениями, массажем, закаливающими процедурами, ограничения, противопоказания; назначает упражнения корригирующего характера для детей, имеющих отклонения от кормы; устанавливает длительность закаливающих процедур, определяет, при какой температуре воздуха и воды их нужно проводить.

На первом году жизни ребенка врач выявляет появление рефлексов, статических положений и движений. Врач (медсестра) проводят занятия корригирующего характера с детьми, имеющими признаки деформации осанки и стопы, а также отклонения в состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др. Детей с выраженными отклонениями от нормы в состоянии здоровья и физическом развитии врач направляет в кабинеты лечебной физкультуры при детских поликлиниках, в физкультурные диспансеры.

Врач осуществляет контроль за гигиеническим состоянием мест для занятия физическими упражнениями на площадке, в помещении (влажная уборка, проветривание), физкультурного инвентаря, а также за чистотой костюмов4, обуви, тела детей, режимом питания, сна и т. д. Он ведет наблюдения за двигательным режимом дошкольного учреждения. В процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики врач проводит хронометраж, измеряет пульс, наблюдает за осанкой, дыханием, самочувствием детей, выявляет признаки усталости или недостаточной нагрузки, следит за обеспечением страховки и мерами профилактики травматизма.

Реакцию на физическую нагрузку можно определить по внешним признакам; цвету кожи лица (покраснение, побледнение, посинение); потливости (лица, лба); дыханию (через рот, одышка); работе сердца (усиление сердцебиения); поведению (снижение внимания и интереса к занятиям, рассеянность, недисциплинированность, неусидчивость, излишняя подвижность, чрезмерная активность, вялость); ухудшению качества выполняемых упражнений (нарушение координации движений, потеря ритмичности, снижение скорости, вялость); ухудшению осанки.

При небольшой степени усталости наблюдается небольшое покраснение лица, выражение лица спокойное., потливость незначительная, дыхание несколько учащено, но остается ровным, физические упражнения, задания выполняются правильно и быстро, общее самочувствие хорошее. При средней степени усталости ― значительное покраснение лица, напряженное выражение липа, выраженная потливость, дыхание резко учащенное, выполнение физических упражнений неуверенное, нечеткое, появляются добавочные движения, могут быть жалобы на усталость.

При выраженной усталости у большинства детей все вышеперечисленные признаки проявляются значительно и требуется внесение изменений в содержание и методику проведения занятий физическими упражнениями, Если признаки усталости появляются у отдельных детей, то нужно снизить им дозировку упражнений, предоставить кратковременный отдых в ходе занятия и т. д.

На основе собранных наблюдений врач определяет физиологическую кривую, общую и моторную плотность занятия» оценивает эффективность подбора упражнений, их дозировку и методику проведения, влияние на организм ребенка и дает советы воспитателям.

Педагогический контроль проводится на физкультурных занятиях, утренней гимнастике и в процессе других форм работы по физическому воспитанию, Ведутся наблюдения за качеством выполнения физических упражнений, за количественными показателями, за освоением знании, за осанкой, поведением детей (интерес, дисциплинированность, настроение), самочувствием. На основе результатов педагогических наблюдений делается заключение о соответствии содержания и методики проведения физических упражнений требованиям программы и физической подготовленности детей.
Данные врачебного и педагогического контроля позволяют совершенствовать работу по физическому воспитанию детей.  
Читайте также:

  • Составление комплексов утренней гимнастики
  • Подготовка воспитателя к занятиям
  • Значение утренней гимнастики
  • Предмет методики физического воспитания в дошкольных учреждениях
  • Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях
  • Просмотрено: 1111 раз 15 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий