Физическое воспитание дошкольников
День здоровья. Он вводится в распорядок дня жизни детей как одна из форм активного отдыха. Его рекомендуется проводить один раз в квартал в течение всего года. В этот день учебные занятия не проводятся, в режиме дня детей преобладающее место занимает активная двигательная деятельность, самостоятельные игры, разнообразные развлечения. Вся жизнь детей по возможности выносится на открытый воздух.
В день здоровья проводятся прогулки за пределы участка детского сада: в парк, на стадион, в лес, к реке, озеру. Во время пеших походов целесообразно передвижение в одну сторону в течение 30—40 мин; общая продолжительность похода — не более 2—2,5 ч.
На привале можно организовать активный отдых детей (игры, купание, простейшие соревнования), познакомить их с достопримечательностями, трудом взрослых.
В зимнее время можно организовать прогулки на лыжах в ближайший парк, лес, продолжительностью не более 1 ч 30 мин.
Маршруты прогулок, походов, их содержание продумываются заранее. Заблаговременно подготавливается удобная одежда, обувь детей, необходимое оснащение (рюкзаки, сумки, фляжки для питьевой воды). В подготовке к походам, прогулкам за пределы участка активное участие должны принимать и дети.
При проведении походов за пределы участка детского сада одну группу детей должны сопровождать обязательно двое взрослых — воспитатель и в помощь ему старший воспитатель, заведующая или медсестра, няня, кто-то из родителей.
Самостоятельная двигательная деятельность. Правильное распределение умственной и физической нагрузки в течение дня достигается чередованием разной по характеру деятельности, участием детей в различных по способу организации формах деятельности — индивидуальных, групповых и фронтальных.
Индивидуальные и малогрупповые формы самостоятельной деятельности наименее утомительны, так как здесь дети могут действовать свободнее, без тесной связи с другими детьми, в соответствии со своей подготовленностью, в удобном для себя темпе.
Коллективная групповая деятельность детей по выполнению заданий педагога связана с большим напряжением физических и психологических сил, чем самостоятельная.
Одним из путей снижения утомляемости детей, охраны их нервной системы может быть чередование разных форм их самостоятельной деятельности.
Для организации двигательной деятельности необходимо создать соответствующие условия: иметь достаточно свободного места для бега, прыжков, метания, катания на велосипеде. Нужно иметь крупные физкультурные пособия и достаточное количество мелких пособий и игр (кегли, серсо, бадминтон), чтобы все желающие дети смогли в них поиграть.
К шести годам многие дети овладевают элементами игр в бадминтон, городки, ездой на велосипеде, катанием на самокате. Для этих игр следует отвести специальное место и оборудовать его соответствующим образом, чтобы дети могли правильно организовать игру и не мешать своим товарищам, занятым другими играми.
Богаче становятся творческие ролевые игры детей старшего дошкольного возраста.
Они охотно берут на себя роли шоферов, строителей, летчиков, разведчиков, моряков и т. д. В соответствии с сюжетами игр дети пользуются довольно сложными движениями: бегом с ловлей, метанием, прыжками, про- ползанием, лазанием на лестницы. Они способны самостоятельно организовать и провести некоторые хорошо знакомые им подвижные игры («Гуси», «Ловишки», «У медведя во бору» и т. д.).
В старшей группе организуются прогулки на лыжах за пределы участка. Их длительность составляет примерно час.
Для совершенствования и закрепления приобретенных детьми навыков используются разнообразные подвижные игры и развлечения (на лыжах, на санках, при обучении детей плаванию). Во время езды на велосипеде разучиваются правила уличного движения.
Задания на дом. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию детей является важным условием его эффективности. Воспитатель должен постоянно разъяснять родителям значение физических упражнений и подвижных игр для правильного развития детей, рекомендовать их для занятий с детьми с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и физической подготовленности каждого ребенка. Воспитатель может привлекать внимание родителей к выполнению ребенком тех упражнений, которыми он еще недостаточно хорошо владеет. Родителям рекомендуются комплексы упражнений для утренней гимнастики, подвижные игры и спортивные упражнения, которые полезно проводить совместно с детьми в выходные и праздничные дни. Воспитатель должен предостеречь родителей от чрезмерного увлечения однообразными и слишком сложными упражнениями, разъяснить им необходимость равномерного развития разных групп мышц ребенка, постепенного увеличения физической нагрузки с тем, чтобы тренированность возрастала постепенно.
В старшей группе задание на дом можно давать и самим детям. Они могут выполнять их и самостоятельно, но желательны контроль и помощь родителей.
Важно, чтобы родители позаботились о создании соответствующих условий для занятий физической культурой дома и побуждали детей к этим занятиям.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011