Проводя игры и анятия с детьми третьего года жизни, воспитательница ставит перед собой следующие задачи:
-
-
- развитие речи и ориентировки в окружающем
- знакомство с цветом, формой, величиной, временными, пространственными и числовыми отношениями
- развитие внимания, восприятия, памяти
- развитие изобразительной и
конструктивной деятельности - развитие общих движений
- развлечения
- музыкальное воспитание.
-
Развитие речи и ориентировка на третьем году жизни
Совершенствование речи детей на 3-м году жизни имеет большое значение, так как речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. Речь на 3-м году жизни становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира.
Если на втором году жизни ребенок воспринимает только то, что его непосредственно окружает, то на третьем году он может воспринимать рассказ взрослого о предметах и явлениях, в данный момент не находящихся в поле его зрения, но с которыми он сталкивался раньше.
Ребенка начинают интересовать причины часто повторяющихся явлений, он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения.
Ребенок легко запоминает короткие стишки и песенки. Активная речь ребенка тоже совершенствуется. Словарный запас увеличивается до 1200-1300 слов. Ребенок легко подражает речи взрослого, быстро запоминает то, что слышит и использует это в своей речи. В произношении слов допустимы искажения: еще трудны для произношения звуки «р» и шипящие, однако и с этим некоторые дети к 3 годам легко справляются.
Ребенок начинает употреблять в разговоре все части речи, кроме причастий и деепричастий. Он начинает говорить распространенными предложениями, используя иногда даже придаточные. Он задает вопросы: где? зачем? Почему?
С помощью речи на 3-м году жизни дети уже объясняются не только со взрослыми, как это было раньше, но и друг с другом, причем речь их уже выходит за пределы непосредственно окружающей их действительности. Воспитательница должна способствовать накоплению у детей представлений и элементарных понятий о явлениях неживой природы (светит солнце, идет снег, сегодня холодно); о животных (кошка, собака, лошадь, корова и др.); о растительном мире (цветок, дерево, трава, лист, яблоко, морковь, клубника); о некоторых явлениях общественной жизни (сегодня праздник: на улице много народу, дети получают подарки); о труде взрослых (няня моет посуду, поливает цветы, шофер ездит на машине, доктор лечит детей и т. п.); о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода (на кровати спят, за столом едят, в чашку наливают молоко, в тарелку — суп). Следует формировать у детей первичные представления о пространстве (близко, далеко, здесь, там), о времени (утро, вечер, потом, сейчас, завтра, сегодня). Дети должны понимать элементарную связь явлений (идет дождь — на улице лужи; чашку уронили, она разбилась).
Воспитательница должна разговаривать с детьми во время кормления и других режимных процессов и во время самостоятельной деятельности детей, но, кроме того, она обязана проводить специальные занятия для развития речи.
Речь взрослого должна быть разнообразной, выразительной, правильной и ясной.
Перед воспитательницей, проводящей занятия, стоят следующие задачи:
- расширять ориентировку в окружающем
- развивать понимание устной речи без наглядного сопровождения
- обогащать словарный запас
- учить говорить предложениями, передавать свои впечатления и отвечать на вопросы
- учить правильно произносить звуки и слова
- учить говорить эмоционально, выразительно
- учить самостоятельно пользоваться картинками и книжками и аккуратно с ними обращаться.
Занятия по развитию речи занимают большое место в работе с детьми 3-го года жизни. Занятия с целью развития активной речи нельзя проводить со всей группой, рекомендуется объединять детей в подгруппы в 10-12 человек, примерно одинакового уровня развития.
Имеются следующие виды занятий: организованное наблюдение, целевые прогулки, дидактические игры, показы-инсценировки, занятия по картинам, показ диафильмов, беседы и рассказы, чтение коротких стихов, игры на развитие голосового аппарата.