Организаторская роль воспитателя в коллективной работе с разделением труда

Организаторская роль воспитателя в коллективной работе с разделением труда значительно ответственнее. Ему приходится распределять работу, обеспечивать условия ее осуществления, наблюдать за

Воспитание дошкольника в труде » Содержание трудового воспитания Организаторская роль воспитателя в коллективной работе с разделением трудаОрганизаторская роль воспитателя в коллективной работе с разделением труда значительно ответственнее. Ему приходится распределять работу, обеспечивать условия ее осуществления, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Возможность непосредственного сотрудничества с детьми резко снижается, особенно в работе с детьми младших групп. Чтобы обеспечить это сотрудничество, воспитателю необходимо привлечь помощников, которые разделили бы с ним организационно-педагогическое руководство детьми. Если детей делят на 2―3 одновременно работающие подгруппы, то взрослым вполне удается руководить ими и одновременно выполнять часть работы.

В практике наблюдается, что няня участвует в коллективной работе, она трудится в присутствии детей, выполняя какую-то более сложную работу. Но этот труд часто происходит особняком, дети в него не вовлечены, их действия не направляются няней. Воспитателю в таких случаях приходится руководить всеми детьми, что довольно сложно при наличии нескольких работающих подгрупп. С целью более рациональной организации сотрудничества следует варьировать содержание работы, количество подгрупп детей и количество взрослых, участвующих в общем труде. При этом особое внимание надо обращать на руководство детьми со стороны взрослых.

Соотношение двух моментов ― совместной работы с детьми и руководства разнообразной деятельностью, их удельный вес меняется в зависимости от возраста детей, с которыми ведется работа, и от конкретного характера труда. В младших группах доминирует организационно-педагогическая функция взрослого. В средней и старшей группах возможность для взрослых выполнять какую-то часть труда зависит от характера трудового процесса, его емкости и сложности.

Какое воспитательное влияние оказывает совместный труд па развитие детей, что он прибавляет к системе осуществляемого и детском саду трудового воспитания? Влияние совместной работы детей и взрослых отчетливо сказалось на приобретении детьми трудовых умений.

Заимствование умений, культуры труда явно выступает в средней и старшей группах. Особенно наглядно это видно в усвоении действий при стирке белья. Во время стирки многие дети не умеют выжимать белье; объяснения мало помогают им усвоить правильные приемы. Наблюдение труда взрослого и подражание ему (а во время совместной работы действует не единичный показ, а длительное влияние примера) помогает детям овладеть умениями и навыками. Они не всегда пользуются и таким приемом, как стряхивание вещи перед тем, как повесить ее сушить. Когда взрослый стирает вместе с детьми, то он в силу укоренившейся привычки использует этот прием. Дети уточняют, зачем гак делают, и сами стряхивают влажные вещи. Путем подражания они усваивают много довольно сложных приемов ремонта игрушек и пособий.

Действия взрослых, производимые естественно и многократно па глазах детей, вызывают у них активное подражание. В такой ситуации дети легче понимают, что требуется делать, быстрее овладевают умением.

Умелый отбор содержания занятии по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста.

При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.  
Читайте также:

  • Влияние труда взрослых на развитие
  • Условия успешной организации совместного труда детей и взрослых
  • Воспитательная эффективность ознакомления с трудом
  • Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе
  • Пример трудового поведения работников детского сада
  • Просмотрено: 376 раз 26 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий