Развитие и воспитание дошкольников Содержание и методы трудового воспитания старших дошкольников в семье
Родителей волнует вопрос подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. И это понятно. Учебный труд требует напряжения, усилий, настойчивости, умения добиваться результата. К этому новому виду труда дошкольника готовят только в процессе занятий, но и при выполнении любых, трудовых заданий.
Дети старшего дошкольного возраста, как правило, хорошо владеют навыками самообслуживания и простейшего хозяйственно-бытового труда. Основной формой организации их труда являются постоянные обязанности: уход за своей одеждой, обувью (чистят щеткой одежду и обувь), уборка постели, стирка мелких вещей (носков, носовых платков, ленточек), пришивание пуговиц, петель. Если интерес к порученному делу угас, можно дать другую работу. Когда в семье двое-трое детей, все дела по дому распределяют между ними. Для лучшей организации труда можно ввести дежурства. Хорошим стимулом интереса детей к труду является соревнование.
Учитывая возросший опыт детей 6―7 лет, их умения, при обучении новым умениям надо реже использовать показ, предоставлять детям большую самостоятельность. Однако контроль взрослого при этом необходим. Повышаются требования к качеству выполненной работы. Оценка ее должна быть доброжелательной., эмоциональной.
Детям 6-7 лет можно поручать чистить клетки животных и птиц, давать им корм и воду, они могут вместе с родителями менять воду в аквариуме; во время работ в саду и на огороде рыхлить землю, делать клумбы и грядки, сеять семеня, высаживать рассаду, пропалывать, прореживать.
Повышают интерес к этому труду, способствуют развитию мышления детей рассказы и жизни растений и животных, целенаправленные наблюдения в природе. На прогулках в лес парк можно собрать разнообразный природный материал ― шишки, желуди, высохшие сучки, которые пригодятся для изготовления поделок. Хорошо, если в семье любят заниматься вышиванием, шитьем. С большим интересом ребенок старшего дошкольного возраста занимается ручным трудом. Время от времени родители вместе с ребенком проверяют игрушки, книжки, разорвавшиеся чинят и подклеивают.
Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающей действительности, большая способность к обобщению, их собственный опыт участия в посильном труде позволяют раскрыть перед ребенком общественную значимость труда, взаимосвязь в труде людей. Так, на примере создания книги можно рассказать детям, что над ней потрудилось много людей: писатели, художники, рабочие типографии, бумажной фабрики, что благодаря их общему труду книга получилась такой интересной и красивой, с яркими рисунками. При этом подчеркнуть, как согласованно все действовали, совместными усилиями стремились получить хороший результат.
Чтение художественной литературы также способствует формированию представлений ребенка о труде взрослых, воспитанию уважения к нему.
Если на протяжении всего дошкольного детства родители уделяют должное внимание трудовому воспитанию детей, у них формируются трудовые навыки, эмоционально-положительное отношение к делу.
Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей ― привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Обычно эту работу родители выполняют в отсутствие детей и не используют ее в воспитательных целях. Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, по и участвовать в нем. Например, во время субботников и воскресников по благоустройству территории детского сада дошкольники могут посильно трудиться вместе с родителями ― сгребать листья, сажать кусты, цветы.
Традиционным в детском салу стало выращивание цветов, чтобы 8 Марта подарить мамам, бабушкам, изготовление сувениров для пап и дедушек к Дню Советской Армии. Дети трудятся с большим подъемом, представляя, как в праздничный день они порадуют близких.
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
____________________
Мы рассмотрели основные направления в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, раскрыли некоторые особенности их труда, методику формирования навыков выполнения нужных для детского коллектива дел, определили примерное их содержание для каждой возрастной группы детей.
Предлагаемая система трудового воспитания дошкольников нацеливает воспитателей на то, чтобы в ежедневном общении открывать перед ребенком весь сложный процесс трудовой жизни страны, где каждый стремится принести пользу всем, где все люди вместе возводят здание коммунизма.
Раскрытие перед ребенком идейной направленности труда, воспитание интереса к труду на общую пользу и потребности в нем, стремления трудиться добросовестно, сообразуя свою работу с интересами коллектива, с коллективным трудом ― главная задача, решаемая воспитателем в работе с дошкольниками в процессе формирования личности маленьких граждан нашей Родины.