Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде О взаимопомощи, добросовестном отношении к труду и т. п., сформированные на занятиях, приобретают действенный характер при такой организации педагогического процесса, когда есть условия для формирования трудовых навыков приобщение младших дошкольников к труду строится на прямом указании, требовании взрослого что-то сделать, обучении их тому, как это сделать (надо одеться, надо раздеться, надо убрать игрушки, надо помочь взрослому и т. п.). В этом случае трудно уловить зависимость между сформированными во время прогулок, экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы, на занятиях знаниями об отношении к труду и непосредственной деятельностью ребенка. Что влияет в первую очередь на развитие трудолюбия у ребенка? Постоянство ли требований взрослого, интерес ли к процессу труда или определенные моральные представления? В любом случае малышам необходимо объяснить, зачем нужно помогать, почему нужно хорошо трудиться и т. п. Особенно важно положительное отношение детей к труду связать с их симпатией, привязанностью, любовью к человеку-труженику. Они должны усвоить, что помогать нужно не только в том случае, если этого потребует взрослый, если он попросит помочь, но и по собственному желанию. Представление о помощи по личной инициативе у малышей почти отсутствует, хотя они охотно помогают по требованию или просьбе взрослого.
В процессе работы по формированию у младших дошкольников моральных представлений о труде можно использовать различные педагогические ситуации. Например, воспитатель говорит детям: «Надо помочь няне, она не успевает убрать со столов, а нам нужно заниматься. Кто хочет помочь — подойдет ко мне, а кто хочет играть — идите к игрушкам». Не все малыши в данной ситуации осознают значимость помощи, многие захотят играть. Мотивировать же свой выбор они пока не могут («Не знаю, просто хочу играть», «Хочу убрать посуду»).
Некоторые воспитанники объясняют свое желание играть интересом к самому процессу деятельности («Играть интересно», «Нравится играть с куклой», «Нравится убирать посуду»). Отношения к труду няни, к тому, что она не успевает убрать со столов и поэтому ей надо помочь, у детей нет, их не волнуют заботы взрослого. Воспитатель должен непременно объяснить детям, почему важна в данный момент помощь няне.
В зависимости от поставленных задач педагог может изменить ситуацию. Например, для воспитания у детей чуткого, доброжелательного, заботливого отношения к взрослому и оказания ему помощи он говорит: «Сегодня у нашей Ольги Васильевны болит голова, ей очень трудно работать, заботиться о вас. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы няне было легче?» Почти все малыши отвечают: «Надо ей помочь». Но могут быть и такие ответы: «Ольге Васильевне надо сходить к врачу, выпить таблетку. Моя мама всегда таблетки пьет, поэтому голова у нее не болит», «Надо няне поспать в кроватке» и т. п. Воспитатель продолжает: «Дети, вы правильно сказали, няне надо помочь. Но может быть, кто-то хочет играть?» Педагог спрашивает каждого ребенка, что он выбрал. Но даже такой мотив, как головная боль у няни, может не привести сразу к положительному результату.
Воспитателю не следует бранить малышей за то, что они не захотели помочь няне, отказывать им в какой-то помощи («Не буду помогать тебе, потому что ты никому не помогаешь»). Необходимо помнить, что опыт детей четвертого года жизни слишком мал, они только начинают усваивать первые представления о взаимопомощи, уважении к человеку-труженику. Главное в развитии у малышей моральных представлений о труде — это создание эмоциональной заинтересованности по отношению к каждому явлению, связанному с трудом взрослых и трудовой деятельностью самих детей.
Основное внимание должно быть обращено на использование таких средств и приемов воспитания, которые побудили бы ребенка самостоятельно, по собственному желанию оказывать помощь. Такие приемы, как требование, принуждение, приказание, контроль, должны быть использованы в редких случаях.
Формирование представлений о добросовестном отношении к труду при ознакомлении детей с работой взрослых строится на раскрытии отношения взрослых к своей деятельности. (Моральную оценку наблюдаемым явлениям дает воспитатель.)
Проведение бизнес форумов в Москве: право и налогообложение, металлы, нефть и газ. Так же на ros.biz: аналитические статьи, новости, календарь выставок.
Читайте также:
Просмотрено: 138 раз 19 августа 2010