Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Так, по окончании лепки из глины воспитатель обращает внимание детей на качество вылепленных фигурок, предлагая еще раз внимательно проверить, насколько старательно выполнена работа. Он разъясняет: «Прием соединения частей фигурки друг к другу вам давно знаком. Посмотрите на свою работу, проверьте, как прилажены края. Вот работа Миши. (Показывает.) Сразу видно, что Миша постарался: края сглажены, вся фигурка лошади ровная, хорошо определены размеры частей. Поправьте в своей работе то, что еще не совсем аккуратно выполнено».
Подобным образом можно обратить внимание детей на работы по декоративному рисованию: какие приемы декоративной росписи вам знакомы? Использовали ли вы их в своей работе? Подумали ли над тем, чтобы рисунок получился красочным, нарядным? Старались ли при этом?
При оценке качества пересказывания не так наглядно виден результат. Но и здесь возможны приемы, позволяющие показать детям, насколько старательны, ответственны были их сверстники в выполнении заданий. Например, если ребенок применяет в своем рассказе советы воспитателя, от чего его повествование становится полнее, интереснее, воспитатель подчеркивает:
— Алена очень внимательно слушала мое объяснение. В рассказе она старалась использовать мои предложения, поэтому вам понравился ее рассказ.
В методической литературе приводится прием записи на магнитофон рассказов детей для последующей демонстрации их на занятии. Такой прием возможен, но, на наш взгляд, он пригоден для индивидуальной работы с ребенком, в тех случаях когда не следует фиксировать внимание всей группы на недостатках и ошибках их сверстника.
Под влиянием требований педагога у детей формируется опыт точного следования его указаниям при выполнении заданий, осознание справедливости этих требований. Следование указаниям воспитателя приводит к овладению знаниями, результаты работ радуют ребенка, побуждают и в дальнейшем прилагать усилия для достижения качественного результата. Так при овладении знаниями происходит формирование нравственно-волевых качеств.
В старшей группе воспитатель формирует опыт коллективной деятельности на занятиях. В результате этого опыта у детей складывается представление о необходимости качественного выполнения своего задания, являющегося частью общего: если он выполняет задание плохо, тем самым он подведет всю группу. Такой мотив побуждает детей к напряжению усилий, проявлению старательности.
К концу пребывания в старшей группе у детей должны быть сформированы:
стремление к качественному выполнению предлагаемых заданий; умение обнаружить недостатки в своей работе и прилагать усилия для их исправления;
представления о значимости занятий для приобретения знаний, ответственного отношения к деятельности.
Читайте также:
Просмотрено: 146 раз 17 августа 2010