Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Наблюдения показали, что у маленьких детей наиболее ярко проявляется отношение к поставленной взрослым цели. Однако порой малыши и сами могут поставить перед собой и решить простую трудовую задачу.
Например. За завтраком Света пролила на стол чай. Сидевшая рядом Катя встала, подошла к няне и попросила тряпочку, потом подошла к столу и молча вытерла его. На вопрос воспитателя, почему она так поступила, Катя ответила: «Чтобы Света не испачкала платье».
После игры группа детей бросила игрушки в беспорядке. К ним подошел Дима, сказал, что игрушки надо убрать на место, и сам начал убирать их, а когда воспитатель спросил, почему он это сделал, мальчик ответил: «Чтобы был порядок».
Во время прогулки Света взяла веник и стала подметать пол в беседке. Увидев это, Лена подбежала к воспитателю и спросила, есть ли еще веники. Света ответила: «Возьми в сарае и подметай». На вопрос воспитателя, зачем они подметают, девочки ответили: «Чтобы в беседке было чисто».
После сна, когда все дети вышли из спальни, Наташа осталась и начала помогать няне расставлять стульчики. Делала она все очень старательно. «Александре Васильевне тяжело»,- сказала Наташа.
Нередки случаи, когда малыши включаются в трудовой процесс по подражанию: они видят работающих няню, воспитателя, других ребят и изъявляют желание помочь им. Понятно, что часто это желание не соответствует их возможностям, но важен сам факт его проявления.
Характерной особенностью поведения детей четвертого года жизни является непосредственность. Она помогает педагогу быстро увидеть, как ребенок относится к его требованиям в повседневной жизни, имеется ли у него стремление выполнять их. Это важно, так как отношение ребенка к требованиям педагога в повседневной жизни свидетельствует о его отношении к любой поставленной задаче. С ее принятия начинается выполнение любого трудового задания.
В группе обычно есть дети, которые систематически отказываются принимать поставленную перед ними трудовую задачу. Они это делают открыто, заявляя: «Я не хочу», «Не буду», или просто молчат (скрыто протестуют). Хотя в младшей группе таких детей немного, за ними требуется пристальное наблюдение педагога, который к тому же проводит с ними специальную индивидуальную работу. Он должен приложить все силы и внимание к тому, чтобы изменить у них уже сложившееся негативное отношение к любой поставленной задаче.
В детском саду с первых дней воспитатель должен организовать жизнь таким образом, чтобы все малыши в короткий срок привыкли к установленному в группе порядку, чтобы поняли, что любое требование воспитателя является обязательным для выполнения. Они должны запомнить расположение игрового и другого материала в группе, чтобы сначала с помощью педагога, а позднее самостоятельно поддерживать порядок.
Дети узнают, что после игры, рассматривания книг все нужно убирать на место. Постоянное требование порядка непременно связано с организацией первых трудовых поручений и выполнением их детьми.
Читайте также:
Просмотрено: 266 раз 28 июля 2010