Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Мотивы — важнейший компонент деятельности и формирования отношения к ней. У детей дошкольного возраста уже имеют место общественно значимые мотивы в своей простейшей форме — стремление сделать что-то полезное, порадовать другого человека. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы — то, ради чего и ради кого она выполняется. Для дошкольника должна быть обязательно установлена непосредственная зависимость между мотивом и продуктом деятельности, между тем, что делать и для чего делать. Важно, чтобы эта связь нашла опору в его жизненном опыте. Ребенку небезразлично, как может быть использован достигнутый им результат. Стремление малыша быть полезным окружающим побуждает его не ко всякой работе, а только к такой, в которой он может сделать что-то полезное.
Таким образом, при организации работы по трудовому воспитанию надо в той или иной мере оценивать значение различных компонентов трудовой деятельности. Учет их особенностей на каждой возрастной ступени позволяет дать характеристику трудовой деятельности как целостной, а это важно и необходимо для решения задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста в труде.
Какие же компоненты оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, на воспитание у него нравственных и нравственно-волевых качеств? Прежде всего это цель и мотив трудовой деятельности, именно они определяют ее личностный смысл. Другие компоненты труда могут оставаться нейтральными при воспитательном воздействии на личность, если педагог не использует их для этой цели специально.
Стержнем формирования личности в процессе становления всех указанных выше компонентов трудовой деятельности является отношение. Отношение к поставленной цели, к процессу ее реализации, к достигнутому результату определяет отношение к трудовому процессу в целом. Поэтому надо иметь в виду, что в процессе формирования трудовой деятельности не все ее структурные компоненты прямо влияют на формирование эмоционально-положительного отношения к труду. Их воспитательное воздействие на личность ребенка может быть лишь при определенных условиях, позволяющих наполнять их нравственным содержанием. Тем самым будет создаваться и поддерживаться эмоционально-положительная основа на всех этапах трудового процесса, а не только на тех, когда воспитательное воздействие на личность того или иного компонента труда очевидно.
Итак, трудовая деятельность детей сложна по своему структурному содержанию. В период, когда она только формирует как самостоятельная деятельность, вероятно, не все ее структурные компоненты обнаруживают себя.
Читайте также:
Просмотрено: 253 раз 28 июля 2010