Практические чувства
Вопрос-ответ Практические чувства (от греческого слова «праксис» — деятельность) выражаются в эмоциональном отношении к деятельности, т. е. к практической работе. Они играют важную роль в жизни и деятельности человека, помогают преодолевать трудности, добиваться поставленной цели, видеть удовольствие в выполнении того или иного труда, т. е. все делать с огоньком.
С. Михалков пишет: «Как ни жаль в этом сознаваться, но выбывая по возрасту из прекрасного мира детства, многие из нас совсем забывают его законы, тревоги, запросы, желания и радости». Тут-то и может возникнуть преграда между детьми и родителями. По одну Сторону — ребячий мир, по другую — папы и мамы, которые далеко не всегда стремятся понять настроение ребенка — его боль, радость, т. е. быть духовно подготовленными для того, чтобы быть воспитателями, чтобы влиять на формирование детской души.
При недостаточном общении детей со взрослыми резко снижается их эмоциональное состояние, что ведет к нарушению нормального функционирования внутренних органов. Известна судьба нескольких десятков детей, похищенных и воспитанных животными, а потом спасенных людьми. Вес они оказались недоразвитыми. Если дети возвращались в человеческое общество после 5—6 лет «плена», то их с трудом удавалось выучить ходить вертикально и говорить несколько десятков слов, т. е. их последующее воспитание было уже малоэффективно.
Чувства выполняют различные функции в жизни человека. Человек может глубоко все чувствовать, волноваться по поводу любых событий, но его чувства при этом не реализуются в действия, не выражаются в поступках. Это своего рода сентиментальность, заключающаяся в том, что переживание, даже сильное, исчерпывается самим собой, не входит в связь с другими сторонами жизни человека, с его побуждениями и целями, т. е. не является стимулом развития.
Характерной особенностью детей дошкольного и раннего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное,
красочное. Поэтому организация их деятельности требует определенной изобретательности. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и могут породить даже отрицательное отношение к учению.
За годы пребывания в школе растущий человек проходит индивидуальный путь развития своей эмоциональной сферы. Это следует учитывать учителям и родителям.
Замечательный советский педагог 5. А. Сухомлинский, отвечая на вопросы «Комсомольской правды», подчеркнул, что мы мало уделяем внимания воспитанию чувств… «Надо так поставить нравственное, в частности эмоциональное воспитание, чтобы каждый человек с раннего детства давал счастье другим людям, и от этого был счастлив сам», «Во сто крат важнее, каким человеком станет ребенок, чем то, кем он станет—механизатором, садоводом, педагогом или инженером.
Так как в мире чувств ребенка дошкольного а младшего школьного возраста большое место занимает семья, то его ощущения заботы о себе в семье, взимания, ласки создают тот положительный эмоциональный фон для самочувствия, который совсем не нарушается, если ребенку предъявляются дисциплинарные требования.
Читайте также:
Просмотрено: 1686 раз 4 декабря 2009