Особенности психического развития детей грудного, дошкольного и младшего школьного возраста Процесс формирования всесторонне развитой личности во многом зависит от состояния нервной системы на всех этапах внутриутробного и послеутробного развития.
Нервная система у ребенка к моменту
его рождения, по сравнению с другими органами и системами, менее развита. В то же время к ней уже на самых ранних этапах послеутробного существования ребенка предъявляются довольно высокие требования.
Внешне мозг к моменту рождения ребенка мало отличается от мозга взрослого. В коре его больших полушарий находится около 15 миллиардов нервных клеток, почти столько же, сколько у взрослого. Однако у новорожденных нервные клетки имеют очень простое строение и лишь постепенно они развиваются и совершенствуется их деятельность.
Новорожденный ребенок в первые дни своего существования приспосабливается к условиям жизни за счет врожденных безусловных рефлексов: это умение сосать, глотать, кашлять, мигать, проявлять чувство голода, реагировать на боль, холод и т. д. Фактически безусловные рефлексы позволяют ребенку реагировать на состояние дискомфорта и отвергать его. Эти рефлексы помогают ему удовлетворить его скромные потребности и осуществить примитивную защиту от неприятных раздражи- телей, т. е. помогают приспособлению организма к ок-ружащей среде. Сосанием и глотанием ребенок обеспечивает себе питание. Пыль, попавшая в нос, вызывает чихание, молоко или вода, попавшие в дыхательное горло, вызывают защитный кашель, соринка, попавшая в глаз, вызывает мигание.
Ребенок на ранних этапах своего развития постоянно двигается, если не спит. Внешне эти движения кажутся неэкономными и бесполезными, а на самом деле они улучшают кровообращение, обмен веществ, дыхание, стимулируют развитие мышц. Однако настоящее приспособление к окружающей среде происходит путем формирования условных рефлексов.
Ребенок реагирует на определенный раздражитель — это простой безусловный рефлекс. Но если рядом с этим раздражителем сочетать условный (свет, звук, поглаживание), то потом ребенок будет реагировать уже и на него. Например, если кормление или сосание (безусловный рефлекс) сопровождать звуковыми раздражителями определенного характера, то потом только на этот звук ребенок будет реагировать сосательными движениями (условный рефлекс). Следовательно, воспитание условных рефлексов ведет к формированию определенных навыков, а затем привычек.
Чем ребенок лучше себя чувствует, т. е. удовлетворены все его потребности — он сыт, здоров, хорошо настроен, тем быстрее и прочнее формируются у него все новые и новые условные рефлексы, приобретаются навыки, наращивается жизненный опыт.
Если прикосновение к котенку оставило у ребенка приятное впечатление (мягкий, теплый, ласковый), то он вновь будет стремиться повторить впечатление. А если котенок ощетинился, поцарапал или укусил его, то ребенок будет бояться не только котенка, а кролика, щенка и даже меха.
Если ребенок ощутил приятное впечатление от купания, то он с удовольствием будет погружаться в воду и в следующий раз. А если вода была слишком горячая или холодная, или в глазки попало мыло, то он будет плакать, даже если увидит приготовление к купанию.
Следовательно, если ребенок испытал приятное ощущение при знакомстве с новым предметом или явлением, то он будет стремиться к нему возвращаться, а если нет, он будет его избегать, от него обороняться. Вот так начинает накапливаться жизненный опыт, расширяться объем познаний, формируются первые навыки, а затем привычки.