Воспитание дошкольника в труде » Содержание трудового воспитания Содержание труда. В работе с детьми шестого года жизни уделяют большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно-бытового труда; во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки, стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты (протирают мебель, моют игрушки, подметают пол и пр.); убирают постель. Дети должны делать это аккуратно, старательно.
Повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода, оборудованием труда: мыть и сушить его после использования, хранить в порядке и в определенном месте, соблюдая правило: «Каждой вещи ― свое место». Дети должны замечать беспорядок в группе и устранять его.
На шестом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда.
У детей шести лет формируют умение дежурить: накрывать на стол, раскладывать материалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают к еженедельной уборке групповой комнаты. Они выполняют некоторые постоянные обязанности (убирать свою постель, игрушки, накрывать на стол).
Одновременно с поддержанием у детей интереса и уважения к бытовому труду взрослых воспитатель решает задачу формирования обобщенных представлений о том, что каждый должен трудиться для других.
Методика работы. Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становится коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирования целеустремленности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитания положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.
В работе с детьми старшей группы большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.
В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду (работает аккуратно, быстро, внимательно). В ходе работы он обсуждает с детьми, какое она имеет значение. Дети оказывают систематическую помощь няне. Очень важно строить совместную работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями какого-либо задания, но и видели в няне организатора дела, ее трудолюбие, ощущали внимание к воспитанникам группы и более младшим детям.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-то работу. Содержание таких поручений различно и основывается на необходимости сделать что-либо для всей группы. Например, протереть лыжи, санки, которые летом стояли в сарае, а теперь, зимой, ими могут воспользоваться на прогулках.
Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнение общего задания: с чего они начнут работу, что для этого понадобится, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не насорить и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять, Если приемы работы детям не знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает, как выполнять трудное или незнакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность.
Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цели, планировать работу, доводить ее до конца. Это очень важно, поскольку всегда имеется необходимость в том, чтобы навести порядок в группе или на участке.
Основная форма организации хозяйственно-бытового труда путей старшей группы ― включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка, детям перед коллективной работой, должна создавать предпосылки для постепенного перехода от труда для себя и близких людей (мамы, воспитателя, няни) к хозяйственно-бытовому труду для окружающих ― более младших воспитанников детского сада, сотрудников других групп. Это становится одной из главных задач трудового воспитания детей в следующей, подготовительной к школе группе.
Читайте также:
Просмотрено: 1359 раз 26 февраля 2010