Воспитание дошкольника в труде » Организация труда 1. Воспитатель разъясняет детям пользу труда. Дошкольники должны иметь представление о том, насколько нужна и важна работа, которую им предстоит выполнять. Тогда будет понятна необходимость трудиться ответственно. Можно при этом использовать материал экскурсии по наблюдению за трудом взрослых. Например, после экскурсии в библиотеку напомнить детям, в каком порядке содержатся там книги, и предложить навести порядок в своей библиотеке. В другом случае объяснить необходимость предстоящей работы по уборке группы или участка в связи с подготовкой к празднику или предложить вырастить овощи для всех детей, цветы для родителей и пр. Однако не всегда следует находить какие-либо особые поводы для объяснения необходимости выполнения той или иной работы. Так, чаще общая уборка групповой комнаты мотивируется необходимостью поддержания постоянного порядка. В тех условиях, когда еженедельная уборка групповой комнаты становится постоянной, она не требует дополнительной мотивировки.
2. Воспитателю следует перечислить детям весь объем предстоящего труда и представить его как одно общее задание для всех детей, например: «Мы с вами сегодня все вместе будем убирать нашу комнату. Что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок: вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.».
Основное внимание во время работы детей воспитатель должен направлять на координацию работы отдельных групп, на помощь детям. Конечно, обучать ребенка в это время новым умениям он не сможет, поэтому в содержание общей работы включают те виды труда, навыками которого дети владеют достаточно хорошо. В тех случаях, когда детям поручается новый вид работы, они выполняют ее под руководством няни пли другого взрослого, работающего совместно с ними.
Часто обще групповая уборка помещения не требует участия большого числа детей: нет необходимости мыть еженедельно строительный материал, настольные игры и книги {при хорошем обращении они содержатся в порядке и число их для ремонта становится незначительным). Чтобы включить в труд каждого ребенка, можно предлагать детям и другие, нужные для группы дела: готовить геометрические формы для будущего занятия по аппликации, пришивать пуговицы, вешалки для полотенец, делать игрушки к празднику и в подарок малышам.
Состав детей в звеньях постоянный. Комплектуя звено, воспитатель руководствуется воспитательными задачами, объединяя в один коллектив детей с разными умениями и учитывая их личные симпатии, желания. Постоянство состава звеньев поможет воспитателю менять содержание труда каждого ребенка. Этим может быть обеспечено постепенное включение детей во все виды работ: скопилась пыль на мебели, ее надо стереть, почистить мягкие игрушки, какие можно вымыть с мылом. В библиотеке есть несколько порванных книг, а у некоторых из них завернулись уголки обложек. Все книги надо просмотреть, отобрать те, которые надо починить. У попугаев кончился зеленый корм. Надо посеять овес. И т. д.
3. Воспитатель не только перечисляет весь объем предстоящей работы, но и выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев. Можно обсудить с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», поставить перед ними вопрос и о том, сумеют ли они выполнить всю работу за отведенное время (например, до полдника), какие дела следует выполнить в первую очередь.
Распределение труда между членами группы становится по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно упражняться в поступках, соответствующих положительному отношению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, уступать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеждать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.
Воспитателю следует обращать особое внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно сделать замечание товарищу, доказать справедливость своих претензий.
Итак, планируя труд детей, воспитатель в период распределения работы осуществляет следующее:
- формирует у детей представление о значимости работы, которую они будут выполнять;
- рассказывает о содержании общей работы и задания для каждого отдельного звена;
- показывает возможные способы распределения.
Методика работы с детьми остается такой же, как и при организации общих поручений.
Читайте также:
Просмотрено: 705 раз 26 февраля 2010