Необходимость в оказании помощи наглядно показывает дошкольникам общение с младшими по возрасту детьми

Они с удовольствием учат малышей, стараются их опекать, чувствуют себя взрослыми по отношению к ним. Но прежде чем учить малышей, нужно научиться самому. Мотив «научись сам, чтобы мог помога

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Необходимость в оказании помощи наглядно показывает дошкольникам общение с младшими по возрасту детьми Они с удовольствием учат малышей, стараются их опекать, чувствуют себя взрослыми по отношению к ним. Но прежде чем учить малышей, нужно научиться самому. Мотив «научись сам, чтобы мог помогать малышам» очень привлекателен для детей пятого года жизни.

Общение с малышами обогащает жизнь детей средней группы, объединяет их общими интересами. Они рассказывают друг другу о том, что могут или хотят сделать для малышей. Это очень важно, так как у детей появляются общие интересы, общие переживания.

На формирование коллективных взаимоотношений детей существенное влияние оказывает деятельность на общую пользу. Труд для других — малышей, взрослых, сверстников — придает деятельности детей общественную направленность. Задача педагога — объяснить, что делать что-то для других очень приятно, так как этим мы доставляем радость человеку. «Молодец, Сережа, заметил, что мне трудно, и пришел на помощь. Я рада, что у нас в группе хорошие дети»,- такая оценка поступка ребенка не только фиксирует факт оказания помощи, но и показывает, что следствием его становятся радость, удовольствие, благодарность.

Уже в средней группе возможна не только индивидуальная деятельность ребенка на общую пользу, но и коллективная, когда все подчиняют свою работу общей цели. Но к этому нужно постепенно готовить детей.

Вначале воспитатель предлагает каждому ребенку индивидуальное задание для реализации общей цели: наклеить флажок на листочек, а потом объединить все работы и украсить группу к празднику. Это наиболее простая форма коллективной деятельности. Здесь важно, чтобы воспитатель подчеркнул: все дети, работая индивидуально, делают общее, нужное всем дело. Об этом педагог говорит перед тем, как дает задание и когда подводит итог.

Затем задача усложняется. Небольшим подгруппам детей (по два-три человека) предлагается одна работа, например: убрать игрушки в шкаф, или полить комнатные растения, или подобрать материал к занятию и др. Здесь важно не только самому хорошо выполнить поручение, но и согласовать свои действия с действиями других детей, уметь договориться, помочь, если нужно. В этих случаях возникает необходимость в проявлении коллективистической направленности во взаимоотношениях детей. Предупреждая возможные конфликты, воспитатель помогает детям советом, вопросом: «Как ты думаешь, кто из вас будет поливать цветы, а кто будет приносить воду?» Он облегчает решение задачи включением в подгруппу детей, имеющих хорошие трудовые навыки и владеющих способами взаимодействия. Такие дети становятся организаторами в совместной работе, но воспитатель обращает особое внимание на то, как они руководят друг другом, не подавляют ли инициативу товарищей. Приведем пример.

Задание выполняют Лена, Игорь, Настя. Лена быстро распределяет работу: «Игорь, принеси воду и полей цветы. Настя, покорми рыбок, а я буду кормить птиц». Девочка делает все ловко и по ходу работы продолжает руководить: «Игорь, как же ты поливаешь, смотри пролил воду. Давай я полью». Быстро, аккуратно поливает, вытирает тряпкой пол. Дети спокойно выполняют все указания Лены. Она разговаривает доброжелательно, но своей активностью поглощает активность других детей. Воспитатель обращает внимание Лены на то, что она сама хорошо и быстро работает, но очень торопит ребят и потому они не всегда все успевают хорошо сделать. Подчеркивает и положительное: Лена доброжелательна к детям.

Таких «организаторов» среди детей пятого года жизни не так уж много. Поэтому, как и в младшей группе, воспитатель организует совместную деятельность детей и взрослых. При этом возможны разные варианты такой организации, в зависимости от конкретной задачи, которую ставит педагог.  
Читайте также:

  • В младшей группе еще не стоит задача воспитания взаимопомощи в труде детей
  • Обучение способам оказания помощи, проявление сочувствия, доброжелательност …
  • В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми
  • Как и младшие дошкольники, дети пятого года жизни с интересом относятся к п …
  • Если воспитатель учит детей распределять обязанности в совместном труде, то …
  • Просмотрено: 198 раз 23 августа 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий