Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Проводя беседу по рассказу Н. Незлобина «На пашне», педагог закрепляет представления детей об ответственности, чувстве долга человека-труженика. Он подчеркивает то чувство глубокой симпатии, которое испытывает маленький мальчик Фока к хлеборобам, его радость от приобщения к делам взрослых. Беседа по рассказу ведется так, чтобы дети почувствовали, что радость Фоки вызвана не только возможностью покататься на тракторе, но и причастностью к общему делу — посеву хлеба.
Читая рассказ, воспитатель интонационно выделяет время появления трактористов в селе, грусть и радость мальчика. После чтения детям задаются вопросы: когда выехали в село трактористы? Отдыхали ли они перед началом сева? Почему Фока так расстроился? Почему Фока замер от счастья?
На первые вопросы дети отвечают правильно: «Трактористы приехали ночью, прицепили сеялки, большие, как улица, и поехали в поле. У трактористов не было времени отдыхать, нужно было быстрее сеять». Однако причину радости Фоки дети не связывают с его причастностью к севу, они говорят, что Фока был счастлив потому, что он катался на большом тракторе, что он видел все поле и т. д. Лишь немногие дошкольники связывают радость Фоки с его участием в севе: «Фока радовался тому, что и он посеял немного зерен и потом увидел первые ростки. Ему хотелось, чтобы выросло много хлеба». Педагог обращает внимание всей группы на верный ответ и еще раз подчеркивает, что мальчик обрадовался потому, что вместе со взрослыми участвовал в большом и важном деле — посеве хлеба.
Моральный облик маленького труженика хорошо раскрыт в рассказах «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Танины дела» Л. Ворон-ковой, «Пичугин мост», «Чужая калитка» Е. Пермяка. Самостоятельность в трудовых делах, забота об окружающих, желание прийти им на помощь характеризуют образы детей в этих рассказах.
Обычно большое воспитательное воздействие оказывает на детей рассказ «Трудный вечер» Н. Артюховой и беседа по нему, в которой выявляется чуткое и заботливое отношение Алеши к матери, его трудолюбие. В конце беседы можно предложить: «Давайте вместе подумаем, что каждый из вас может сделать приятного для своей мамы». Дети отвечают. Ответы разные, но есть и такие, которые перекликаются с ситуацией, описанной в рассказе Артюховой: «Когда мама уснет, я укрою ее одеялом. Сейчас зима на улице», «Я тоже поднимусь и потушу свет, если мама уснет». Воспитатель подытоживает высказывания детей: «Правильно, ребята. Когда мама приходит с работы, ей нужно помочь раздеться, принести тапочки, налить в чайник воды, приготовить на столе хлеб. А если мама после работы с сумкой заходит в детский сад?» «Ей надо помочь нести сумку»,- догадываются дети. «Правильно, постарайтесь быть внимательными к своим мамам»,- говорит в заключение воспитатель.
Вечером педагог наблюдает за поведением своих воспитанников, в последующие дни, особенно после выходных, спрашивает у родителей, как их дети вели себя дома.
Перенесение в жизнь полученных ребенком моральных представлений — процесс сложный и длительный. Нужна специальная индивидуальная работа по разбору с детьми конкретных поступков, как их собственных, так и окружающих людей. При этом надо стараться оживить в памяти детей то, что было усвоено ими в процессе занятий. Например, воспитатель говорит: «Саша, почему ты так плохо ведешь себя дома, не слушаешься маму, не помогаешь ей? Разве тебе не понравился маленький Алеша, о котором мы читали в книжке? Ты не хочешь быть на него похожим? Давай подумаем вместе, что можно сделать хорошего для мамы, как помочь ей».
Популярный молодежный сериал остаться в живых на сайте — новости, фотогалерея, описание, актеры и много занимательной информации.
Читайте также:
Просмотрено: 164 раз 20 августа 2010