Каким должен быть сам ребенок в труде, его моральный облик

После того как у детей сложатся представления о моральном облике человека-труженика, необходимо перейти к формированию представлений о том, каким должен быть сам ребенок в труде. Прямой пере

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Каким должен быть сам ребенок в труде, его моральный облик После того как у детей сложатся представления о моральном облике человека-труженика, необходимо перейти к формированию представлений о том, каким должен быть сам ребенок в труде.

Прямой перенос в этом случае недопустим. К сожалению, бывает, что некоторые воспитатели, не задумываясь, перекладывают на плечи ребенка при его первых попытках быть похожим на взрослого ту информацию о моральном облике взрослого в труде, которую ребенок получил. Естественно, он делает что-то не так, и если воспитатель показывает свое недовольство, образ взрослого человека становится ребенку постоянным укором, у него появляются отрицательные эмоции, неверие в себя, в свои силы.

Переход от представлений о трудовом облике взрослого человека к тому, каким должен быть сам ребенок и по отношению к человеку-труженику, к результатам его труда, и по отношению к своей трудовой деятельности, должен быть только постепенным. Беседу можно начать со слов: «Дети, хотели бы вы быть похожими на взрослых, трудиться так же, как трудятся они, добросовестно, честно, помогая друг другу? Чтобы быть похожими на тех тружеников, о которых мы с вами говорили, о которых я вам читала, нужно стараться быть трудолюбивым и в детском саду, и дома. Сейчас я вам прочту стихи об одном мальчике, который очень хотел, чтобы кто-нибудь из рабочих взял его с собой на работу. Стихи написал поэт Г. Виеру» (читает стихотворение): Возьми меня с собой, шофер, Возьми меня с собой, шахтер, Возьми меня с собой, рыбак, Возьми меня с собой, моряк, Возьми меня с собой, косарь, Возьми меня с собой, почтарь!.. Я всех прошу: возьмете, да? И лишь лентяя — никогда. Лентяи с лежанки не встает. Куда же он меня возьмет!

В конце занятия воспитатель обещает: «Я прочту вам стихотворения и рассказы о доброжелательных, трудолюбивых детях, которые своим старанием и трудом заслужили похвалу взрослых и о которых можно сказать, что они похожи на взрослых тружеников. Может быть, вы узнаете себя среди них».

На последующих занятиях, а также в вечернее время детям читают стихи 3. Александровой «Мальчик потерялся», рассказы Н. Носова «Заплатка», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Н. Артюховой «Трудный вечер» и др.

Рассказ Н. Артюховой «Трудный вечер» читают детям среднего дошкольного возраста в конце года или детям старшего дошкольного в начале года. Рассказ воспитывает трудолюбие и заботливое, чуткое отношение к матери. В беседе с детьми нужно особенно подчеркнуть настроение мамы, ее радость от сознания того, что сын ее — настоящий помощник. Можно задать вопрос: «Что было с мамой, когда она проснулась? Расскажите об этом». Выслушав ответы детей, полезно перечитать строки из рассказа: «Мама тихонько засмеялась и бросилась к двери. Ей хотелось сейчас же, сию минуту рассказать кому-нибудь, какой у нее замечательный, внимательный, какой у нее почти взрослый сын!» Дети постепенно начинают понимать не только то, что нужно быть трудолюбивым, но и то, что забота об окружающих, помощь им в труде приносят всем большую радость.

Так как дошкольники очень чутки к художественному слову, воспитатель в своей речи должен чаще пользоваться оборотами, определениями, сравнениями из произведений, которые были прочитаны детям. Удачное слово запоминается быстрее, вызывает определенные ассоциации. Как правило, требование педагога, выраженное одними и теми же словами или в форме приказа, не выполняется ребенком, он перестает на него реагировать. Требование, приказ, грубое порицание словами быстро, пойди, принеси, убери, сколько раз можно говорить, ничего не умеешь и т. п. недопустимы. Перенос полученных представлений в жизнь ребенка — процесс сложный, требующий индивидуальной работы с каждым. Однако необходимо и педагогическое воздействие на всю группу. Это может быть беседа, разъяснение, восстановление в памяти детей ранее усвоенных представлений. Воспитатель может использовать в этих случаях юмор, шутку, поговорки, пословицы, например: «Кто скоро помог — тот дважды помог» (если ребенок медлителен), «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Сплеча да сгоряча не добудешь калача», «Что делано наспех, то и сделано на смех» (в случае, если дети торопятся, быстро, небрежно что-либо делают), «Помогу! Помогу!» — пришло: — «Не могу!» (если ребенок хвастается, но ничего не делает), «Хочешь есть калачи — не лежи на печи» (если ребенок ленив, например не хочет одеваться, а гулять собирается).

Применение строительных нормативов, баланс народного хозяйства, капитальные вложения, промышленность сборного железобетона, фонд социально-культурных мероприятий, задача промышленности нерудных материалов.  
Читайте также:

  • Формированию представлений о человеке-труженике
  • Представления детей об ответственности, чувстве долга человека-труженика
  • Дети сосредотачивают свое внимание на моральном облике героя
  • Формирование у дошкольников представлений и знаний морального характера
  • В художественной литературе есть немало примеров совместной деятельности вз …
  • Просмотрено: 168 раз 19 августа 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий