Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Например, воспитатель подметает пол и предлагает посмотреть, как нужно держать веник в руках, с какой силой нажимать на него, где находиться, когда метешь сор, и т. д. Взрослый, не выключаясь из трудового процесса, обращает внимание ребенка на все приемы работы, поддерживает его активность, отмечает правильность повторения действий. Если ребенку что-то не удается, педагог терпеливо показывает еще раз, помогает на практике правильно воспроизвести действие, предупреждая возможность появления отрицательных эмоций.
Обучая малыша приемам работы, воспитатель показывает свою заинтересованность деятельностью. Достигается это общением с ребенком в ходе работы, разговором с ним по поводу выполняемого дела. Доверительная манера обращения, искренний интерес к тому, что делает ребенок, практическая помощь — все это позволяет создать обстановку, благоприятную для поддержания активности малыша, сосредоточения его внимания на трудовом, процессе в течение определенного времени.
Чтобы у ребенка не пропадал интерес к совершаемым действиям, а активность не снижалась, воспитатель по ходу работы обращается к оценке. Он говорит: «Мы хорошо сделаем нашу работу, потому что ты складываешь картинки в коробку так, как тебе показали. У тебя получается ровно и аккуратно». В другом случае воспитатель отмечает: «Правильно повторяешь действие, потому что хорошо слушал и смотрел, как его нужно выполнять». Подобные оценки вселяют в ребенка уверенность, побуждают к правильному воспроизведению нужных действий. Поддерживая и развивая активность, интерес малыша к делу, педагог положительно оценивает любую его попытку совершить самому трудовое действие.
Преодолеть робость и боязливость младших дошкольников помогает высказанная взрослым уверенность в том, что у них все получится. Ребенок верит воспитателю, что обязательно научится правильно выполнять ту или иную работу, если еще раз попробует это сделать, а взрослый ему поможет.
В совместной работе с детьми педагог часто использует игровые приемы, повышающие активность малышей, способствующие подражанию и развитию их интересов к трудовым действиям. Например, напоминает: «За нашей работой наблюдает мишка. Ему очень хочется, чтобы ты, Сережа, научился правильно расставлять тарелки для всех ребят», «Катя, ты начала одевать куклу, а зайчик повернулся к тебе и смотрит, как ты это делаешь. Я вижу, он доволен тем, что у тебя все хорошо получается».
При организации индивидуального труда ребенка приемы руководства несколько меняются. Поскольку малыш должен действовать один, исключается возможность выполнения действий по подражанию. В связи с этим на первый план выдвигается обучение. Дав задание, воспитатель показывает и объясняет основные приемы работы, предлагает ребенку повторить их. Такое обучение осуществляется в ходе деятельности, несколько предваряя ее.
Хорошо себя зарекомендовал и такой методический прием, как детальный показ выполнения каждого конкретного действия, сопровождаемый объяснением. Вначале дается подробное объяснение: «Саша, ложки возьми в левую руку за ручки. Другой рукой возьми одну ложку. Тоже за ручку. Теперь встань к столу и положи с правой стороны тарелки ложку вогнутой частью кверху».
Читайте также:
Просмотрено: 242 раз 30 июля 2010