Старшие дошкольники с увлечением прилагают значительные усилия, если понимают, что результаты их труда имеют общественно полезное значение.
Всякое дело должно непременно завершаться результатом, который приносит детям радость и веру в свои силы. Задача воспитателя — предоставлять дошкольникам возможность активно участвовать в труде разнообразного содержания, одновременно формируя умения осуществлять трудовые процессы. Например, педагог учит ребенка отжимать кукольное белье. Вначале он предлагает выполнить нужное движение без вещи в руках — так легче его усвоить. Но вслед за этим ребенок должен выполнить аналогичное действие как результативное. Или дети не просто учатся забивать гвоздь в древесину, а приобретают это умение, выполняя поделку для будущей совместной игры, ремонтируя игрушку для малыша.
Таким образом, обучение трудовым действиям воспитатель осуществляет через выполнение реального дела, необходимого для удовлетворения интересов детей и приносящего пользу окружающим (сверстникам, младшим детям, взрослым в детском саду, близким в семье). Это позволяет снять излишний дидактизм, придать труду нравственный характер.
Если ребенок не понимает смысла работы, то его деятельность ограничивается манипулированием материалами, орудиями труда, т. е. превращается в игру.
Выбирая для занятий по трудовому обучению (или для индивидуальной работы с детьми) конкретное содержание труда, педагог ставит и решает одновременно несколько задач: формирует новые умения и навыки и закрепляет уже имеющиеся; воспитывает интерес к труду, умение собственными силами достигать результата, пробуждает и развивает чувство удовлетворения своей работой, уверенность в том, что если хорошо подумать и постараться, то многое можно сделать самому, помочь окружающим.
Программа детского сада достаточно четко обозначает содержание трудового обучения на каждой возрастной ступени. В младшей группе на первых порах дети овладевают некоторыми результативными трудовыми действиями, входящими в тот или иной трудовой процесс, например: надевают рубашку или пальто, шапку; снимают ботинки или кофту (в процессе одевания, раздевания); моют руки, лицо, вытирают их полотенцем (в процессе умывания); раскладывают ложки или расставляют хлебницы, тарелки (при сервировке стола) и т. д. Об овладении этими и другими действиями можно говорить в том случае, если ребенок достигает результата: платье аккуратно повешено на спинку стула; на столе разложены ложки; для занятия расставлены стулья и т. д.