Воспитательную ценность трудовой деятельности придают навыки культуры работы

Умение бережно и правильно использовать специальное оборудование, удобно располагать его с помощью воспитателя, убирать на место. Важно знание правил совместной деятельности: не мешать друг

Умение бережно и правильно использовать специальное оборудование, удобно располагать его с помощью воспитателя, убирать на место. Важно знание правил совместной деятельности: не мешать друг другу, проявлять элементарную предупредительность, оказывать помощь товарищу самостоятельно или после напоминания педагога. Основные методы формирования навыков культуры труда — напоминание, показ, совместная деятельность ребенка и взрослого. Усвоение этих правил способствует формированию начал многих нравственных качеств: аккуратности, бережливости, уважительного отношения к людям и результатам их труда.

Планирование, самоконтроль и контроль в процессе трудовой деятельности — сложные мыслительные операции для детей пятого года жизни. Однако некоторые элементы их уже доступны им. Дети могут в элементарной форме рассказать, что они будут делать сейчас, а что потом, и придерживаются в рассказах объективной логической последовательности некоторых трудовых операций. Педагогу следует активно использовать вопросы, которые помогают детям мысленно закреплять последовательность действий, перечисленных, показанных воспитателем («Расскажи, как ты будешь выполнять работу. Что тебе еще осталось сделать?»). Вопросы побуждают ребенка сосредоточиться, вспомнить последовательность действий и правильно выполнить задание.

Организуя работу, педагог спрашивает ребенка, что нужно будет ему для этого, знает ли он, где взять оборудование, что надо сделать, когда закончишь работу. Подобные
вопросы приучают детей организовывать свою деятельность. Полезно использовать при этом наглядные методы.

Результат трудовой деятельности ребенка особенно важен для его нравственного воспитания. Необходимо с самого начала приучать всех детей по завершении работы сообщать об этом воспитателю. Не всегда, к сожалению, ему удается тщательно проконтролировать деятельность каждого ребенка от начала и до хонца, и это вызывает трудности при ее оценке. Оценка же должна быть направлена на результат труда, на его значение и причины, его обусловившие (старался, не отвлекался, любит трудиться). Педагог должен придать результату общественно ценный смысл, чтобы ребенок почувствовал, что его труд действительно кому-то был нужен, что достигнутым результатам рады. Но дети часто без интереса выслушивают «анализ» воспитателем их деятельности. Чтобы повысить эмоциональную заинтересованность детей, педагог может широко использовать игрушки, персонажи кукольного театра. Тогда оценка результатов работы вызовет интерес у каждого ребенка и он будет ждать и внимательно слушать, что ему скажет мишка, заяц, петрушка…

Итак, чтобы труд стал средством нравственного воспитания, педагогу, работающему с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо приложить немало усилий. Если он требователен и постоянен в своих требованиях, дети принимают предлагаемую им цель и включаются в трудовую деятельность в силу послушания. Однако в процессе труда могут выявиться некоторые их особенности, требующие специального внимания педагога.

Развитие и воспитание дошкольников