Ставя перед детьми цели деятельности педагогу надо закрепить умение активно ех принимать

Хорошо, если у него имеется опыт постановки цели в разных формах: просьбы, предложения, требования. При этом нужно уметь соотносить их с возможностями ребенка. Просьба или предложение, обращ

Хорошо, если у него имеется опыт постановки цели в разных формах: просьбы, предложения, требования. При этом нужно уметь соотносить их с возможностями ребенка. Просьба или предложение, обращенные к детям,- наиболее желательные формы постановки цели. Однако для некоторых они могут оказаться неэффективными. Воспитатель,
зная детей своей группы, должен предвидеть, как они могут отнестись к его просьбе или предложению.

Иногда целесообразно приобщать детей к труду в форме поручения, в котором есть элемент требования. Именно такая форма постановки цели будет безотказно принята ребенком. Принятие цели в любом виде (просьбы, предложения, поручения-требования) обязательно должно быть положительно оценено (одобрено) воспитателем («Молодец, я так и знала, что ты захочешь мне помочь», «Хорошо, что ты любишь помогать, трудиться, когда работают другие»). Хотя ребенок пока еще в труд и не включился, но его желание педагог уже поощряет, одобряет, поддерживает его.

Целесообразно обратить особое внимание на принятие цели тем ребенком, который трудится без особого желания, а раньше порой отказывался от заданий воспитателя. Нужно поощрить его в присутствии других детей — для ребенка это важно.

Чтобы воспитать у детей желание включаться в труд по своей инициативе и научить их видеть эти возможности, педагог должен использовать повседневные жизненные ситуации, связанные с трудом, или создавать подобные ситуации специально. Рядом трудятся няня, воспитатель, дворник и другие взрослые. Педагог может обратиться ко всем детям с вопросом: «Кто хочет помочь няне, мне?»

Проявление ребенком инициативы, желание потрудиться вместе со взрослыми, помочь им всегда должны получать положительную оценку, желательно в присутствии всех детей. В средней группе целесообразно ставить перед детьми задачу потрудиться и тогда, когда трудовой процесс еще только предстоит: «Кто поможет мне, когда мы выйдем на прогулку?». «Кто поможет дворнику Сергею Петровичу, когда он будет дорожки подметать?» Детей, которые в этих случаях сами включились в труд, необходимо поощрить за то, что они не забыли об обещании, поступили так, как говорили раньше.

Особое внимание уделяется воспитанию у средних дошкольников положительного отношения к овладению необходимыми трудовыми навыками и умениями. Прежде всего педагог должен определить их содержание в зависимости от конкретных поручений в данной группе (протирать, стирать, поливать, класть корм в кормушку, мыть кормушку, нести стул и др.).

Если задание выполняется впервые, педагогу целесообразно иногда использовать прием диктовки: «Сначала найди лейку, посмотри, есть ли вода…» В последующих случаях хорошо обсудить план предстоящей работы, привлекая к обсуждению и ребенка. Диктовку следует обязательно сочетать с так называемой пошаговой мотивацией, объясняющей смысл промежуточных результатов. Например, во время стирки салфеточек, кукольного белья педагог положительно оценивает то, что сделано («Салфетки постирали мылом, почти чистые стали. Сейчас снова в чистой воде будем стирать, еще чище будут. Потом развесим салфетки, чтобы они высохли. Аккуратно расправим, вот так. Правильно, Леночка, у тебя хорошо выходит»).

Развитие и воспитание дошкольников