Методика руководства коллективным трудом детей

Определив примерную последовательность в усложнении форм организации труда в разных возрастных группах, раскроем некоторые вопросы методического руководства детской деятельностью, имеющей ко

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Методика руководства коллективным трудом детей Определив примерную последовательность в усложнении форм организации труда в разных возрастных группах, раскроем некоторые вопросы методического руководства детской деятельностью, имеющей коллективный характер.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т. д.

В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

Распределение работы между участниками
При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками, объединенными в звено или несколько звеньев.

Этот вопрос неизбежно возникает при организации коллективных поручений, когда небольшая группа детей выполняет общее задание, состоящее из разных дел.

Например, детям дано поручение посеять овес на корм птицам. Они распределяют эту работу следующим образом:
Кира. Я буду насыпать землю в коробочки. Лена. Я тоже.
Валя. И я тоже хочу насыпать. Галя. А кто будет сажать? Можно я?
Андрюша. А я буду составлять коробочки в ящик, а потом поливать.

В приведенном примере каждый ребенок выбирает для себя дело либо руководствуясь собственным желанием, либо довольствуясь тем, что осталось.
Безусловно, дошкольникам еще сложно определить равный объем работы для каждого участника; кроме того, одно задание им кажется менее интересным, чем другое, и они не хотят его выполнять.

Воспитатель может сам сделать все необходимое: распределить объем работы таким образом, чтобы все дети закончили ее одновременно; так организовать работу, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой; продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребенком поставить уверенного, рядом с неумелым — умелого и т.д.); учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определенными детьми и пр.

Но в этом случае дошкольники не научатся самостоятельно договариваться между собой, уступать товарищам, поэтому воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступать, чтобы было по-товарищески, справедливо.

Он обращает внимание на правильность распределения (как показано в примере) объема работы для каждого участника, разъясняет при этом: «Дети, вы втроем захотели насыпать землю, а Галя одна будет сажать овес. Разве она успеет за вами? Товарищи так не поступают. Надо распределить дело так, чтобы у всех было поровну. Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей сажать овес».  
Читайте также:

  • Распределение работы
  • Методы руководства коллективным трудом детей
  • Методика руководства коллективным трудом дошкольников
  • Обучение детей правилам распределения обязанностей
  • В старшей группе педагог формирует у детей умение планировать коллективный …
  • Просмотрено: 508 раз 26 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий