Совместный труд детей

В подготовительной к школе группе, помимо общего труда, используют более сложную форму организации детей - объединение их непосредственно в процессе трудовой деятельности. Особенно

Развитие и воспитание дошкольников Совместный труд детей
В подготовительной к школе группе, помимо общего труда, используют более сложную форму организации детей ― объединение их непосредственно в процессе трудовой деятельности. Особенность такого объединения детей в труде―наличие в нем ряда последовательных этапов. Например, когда дети моют кубики, то удобнее выполнять работу, если она распределена следующим образом: двое моют, трое вытирают, предварительно споласкивая в чистой воде, один складывает чистые кубики на стеллажи. Или: при поделке качелей для кукол одни дети заняты .распиливанием брусков, другие ― сколачиванием деталей, третьи―сборкой, игрушек. Здесь каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз. передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше. При этом дети оказываются в зависимости друг от друга в самом процессе деятельности. Такое объединение детей в процессе работы назовем совместным трудом.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, распилить брусок дольше, чем зачистить его края шкуркой, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручать 2―3 детям. Например, наилучшим распределением работы во время стирки кукольного белья можно считать такое, когда трое детей стирают, один полощет, я затем вместе вешают.

Второй ребенок, который будет подклеивать корешок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание. Бездеятельность его не устраивает, и он начинает предъявлять претензии, торопит товарища. Учитывая это, следует предусмотреть такое распределение работы, чтобы все дети одновременно могли включиться в труд, ибо детям дошкольного возраста трудно ждать, оставаться без дела, когда другие работают. В подобных случаях воспитатель дополняет задание тем детям, которые будут включаться в общее дело позже. Например, ребенку, расставляющему растения, можно вначале предложить протереть подоконники, и он будет занят этим делом, пока его товарищи вымоют растения. Или: воспитатель заранее готовит необходимые детали для каждого из участников, с тем чтобы дети могли вместе начать работу. Например, когда они приступают к изготовлению качелей, то уже имеют часть заготовленных деталей: часть планок уже распилена (их надо теперь зачищать шкуркой), другая ― зачищена (их можно сколачивать), а остальные еще надо распиливать. Теперь, имея материалы, дети все одновременно могут приступить к работе: один распиливают планки, другие зачищают края и т. д. Закончив свое задание раньше других, первый участник не уходит от дела, а помогает своим товарищам.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3―4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результата, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Определяя содержание совместного труда детей, необходимо решать вопрос о целесообразности его разделения на ряд операций. Так, например, при изготовлении игрушек из природного материала совместный труд неуместен, ибо в данном случае педагог учит детей проявлять творчество, смекалку. Ребенку важно обдумать план действий, добиться выполнения замысла, а для этого надо самому изготовить игрушку от начала до конца. И наоборот, посадку рассады удобнее производить совместно, так как это приводит к рационализации работы; одни дети размечают грядку, делают лунки, другие переносят и раскладывают рассаду, третьи сажают ее в лунки.

Обратим внимание на последний пример, чтобы подчеркнуть еще одну особенность разделения труда: каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность. Так, к детям, которые будут размечать грядки и делать лунки, можно предъявить требования и к качеству, и к темпу деятельности, а также проверить результаты их работы. То же самое относится и к детям, которые будут выполнять другие операции. Таким образом, содержание дел для совместного труда детей должно не только допускать деление работы на операции, но и обеспечивать при этом достаточно самостоятельное задание для каждого участника, соответствующие условия для достижения результата.

Развитие и воспитание дошкольников
Добавить комментарий