Развитие и воспитание дошкольников Хозяйственно-бытовой труд в подготовительной к школе группе Содержание труда. В подготовительной к школе группе хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в мелом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно-бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются такие, как украшение столов цветами, раздача второго и третьего блюда. Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.
Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий: работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, умению сговариваться, изучать последовательность работы, распределять обязанности, подбирать и рационально использовать оборудование. Осуществляются также программные задачи воспитания положительных взаимоотношений детей в труде (работать дружно, согласованно, оказывать помощь друг другу), формирования таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, активность и др. Таким образом, в подготовительной к школе группе в процессе хозяйственно-бытового труда решаются задачи не только развития самой трудовой деятельности, но и воспитания личности дошкольника.
Методика работы. Активное участие детей седьмого года жизни в хозяйственно-бытовом труде осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнение поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у малышей, подмести на их участке площадку, дорожки, стереть пыль со скамеек и столов, перекопать песок в песочнице. Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов и пр. При постановке перед детьми подобных целей важно добиться понимания ими полезности дел, за которые они берутся, обращать внимание на то, какое значение имеет их трудовая деятельность для окружающих. Достичь этого можно разными приемами. Например, нарисовать детям картину радости людей, которые получат от них помощь. Такое эмоциональное предваряющее начало активизирует деятельность ребят, вызывает у них желание выполнять работу более тщательно, добиваться лучшего результата.
Старших дошкольников приучают выполнять полезные для детского коллектива дела: например, сделать игрушку и подарить малышам.
Понимание детьми необходимости работы, результат которой важен для других, достигается в процессе анализа конкретных общественно значимых поступков детей. Например, воспитатель, . оценивая трудовую деятельность ребят, обращает их внимание на то, как хорошо поступил Тимур. Он не только участвовал в общей уборке групповой комнаты малышей, но и выполнил просьбу воспитателя ― навел порядок в шкафу с игрушками, хотя это не входило в круг его основных обязанностей.
Организуя выполнение детьми какого-либо дела хозяйственно-бытового назначения, направленного на помощь окружающим, воспитатель стремится использовать любую ситуацию, любую деталь, не оставить без внимания ни одно действие детей. Например, говорит ребятам: «Сегодня Игорь помог няне младшей группы стереть пыль со столов и скамеек на участке. И мне было особенно приятно его внимание к взрослому потому, что он в это время что-то строил из песка. Спасибо тебе, Игорь, ты не подвел нашу группу».
К. пониманию общественно полезной цели деятельности воспитатель подводит детей по-разному. Первоначально, пока у ребят нет опыта участия в подобных делах, цель деятельности указывает взрослый: разбери шкаф с игрушками, помоги нашей няне надеть чистые наволочки на подушки. Позднее ребятам предлагает подумать, в чем и когда они могут помочь малышам, воспитателю, няне их группы. Важно при этом обращать внимание ребят на значимость дела для другого, ее ценность.
В работе с детьми подготовительной к школе группы надо практиковать включение детей в такую работу, результаты которой важны для сотрудников детского сада. Скажем, помочь завхозу поднести некоторые продукты, принять участие в заготовке овощей, фруктов на зиму; помочь повару почистить вареный картофель, приготовить винегрет. Вместе с дворником ребята могут расчистить дорожки на хозяйственном дворе.
Для лучшего осознания детьми необходимости оказывать помощь другим нужно предварительно формировать представления о содержании хозяйственно-бытового труда. Знакомство детей с трудом дворника, повара, завхоза осуществляется через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной жизни.
В целях формирования у детей представлений о хозяйственно-бытовом труде людей и его значении могут быть использованы такие произведения, как «Аленушка» Е. Благининой, «У бабки была внучка» Л. Н. Толстого, «Мишкина каша», «Наш каток» И. Носова, а также картины и иллюстрации к книгам. При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода ребенка в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную направленность личности ребенка, его трудовой деятельности.