Воспитание дошкольника в труде » Содержание трудового воспитания Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Во время экскурсии в парники воспитатель обращает внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу: стекла чисто вымыты, чтобы лучи солнца хорошо проникали и грели рассаду, соломенные маты сложены аккуратно, дорожки посыпаны песком.
Во время наблюдения труда косцов подчеркивается дружная, слаженная их работа, обращается внимание на взаимопомощь (дожидаются отстающего или помогают ему); при посадке или прополке ―на осторожные действия работающих, на любовное их отношение к делу.
Важно вызвать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: серое шершавое бревно превращается в гладкую блестящую балку; старые грязные стены покрываются краской, становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов; кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т. п.
Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.
В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются возможности для воспитания у детей трудовых навыков и умений. К пяти годам дети овладевают многими навыками, они самостоятельны в самообслуживании и выполнении элементарных обязанностей по группе.
Дети проявляют нарастающий интерес к трудовой деятельности, и она в их жизни занимает все большее место, постепенно отделяется от игры. Благодаря этому существенно возрастает значение примера взрослых. На старших детей он может оказывать более сильное воздействие, чем на детей младшего и среднего дошкольного возраста. Старших дошкольников можно знакомить со многими видами труда работников детского сада и привлекать их к посильному участию в этом труде. Коллективные взаимоотношения детей пяти-шести лет крепнут настолько, что становится возможной более разнообразная организация совместной деятельности взрослых и детей.
Старшие дошкольники деятельны, активны; наблюдая труд взрослых, они всегда стремятся принять в нем участие, пусть самое ограниченное. Поэтому, имея в виду старшие группы, нужно говорить не о труде взрослых в присутствии детей, а скорее о совместной деятельности с разной степенью участия в ней детей. В старших группах не уменьшается, а усиливается организаторская роль воспитателя, так как труд становится более сложным и в нем участвует одновременно значительное количество детей. Но так как дети стали более умелыми, самостоятельными, организованными, это позволяет воспитателю не только направлять их трудовой процесс, но и самому активно в нем участвовать.
В дошкольных учреждениях дети регулярно выполняют различные работы, взрослые же в присутствии детей трудятся мало. Такие работы, как подготовка материала к занятиям, починка и изготовление игрушек и пособий, мелкий ремонт мебели и белья, как правило, проводятся в отсутствие детей. В детских садах регулярно проводится коллективная уборка группы, стирка мелких вещей, приготовление некоторых блюд, Воспитатели, распределяя работу между детьми, объясняют им, что надо делать, показывают отдельные приемы (как намыливать белье, чистить овощи и др.), следят за деятельностью детей, дают оценку. Однако сами воспитатели редко трудятся вместе с детьми, хотя это вполне возможно в старших группах. Чаще в работе принимает активное участие няня, но она действует в большинстве случаев самостоятельно, не вступая в контакт с детьми, фактически не сотрудничая с ними. Тем самым степень влияния няни на детей снижается.
Какие же виды труда допустимы для совместной деятельности взрослых и детей в старших группах? Кто из работников детского сада может принимать участие в таком труде? Как должен быть организован труд я что он дает в воспитательном отношении?
При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами: труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с известным разделением функций каждого участника.
Читайте также:
Просмотрено: 424 раз 26 февраля 2010