Развитие и воспитание дошкольников Труд рядом Во второй младшей группе воспитатель нередко дает индивидуальные, поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, малыши трудятся рядом, в работе каждый независим. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы он получает представление о последовательности ее выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату. Воспитатель имеет возможность установить индивидуальный контакт с ребенком, учесть его возможности. Так, один ребенок нуждается в дополнительном показе, другой ― в постоянном контроле, третьему нужна помощь, а четвертому ― поддержка, чтобы он действовал увереннее.
На этом этапе обучения детей конкретным умениям еще нецелесообразно объединять их в коллектив, предлагать общие задания: ребенку еще трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей, обращать внимание на действия сверстников.
При организации труда рядом создаются возможности для успешного решения задач формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умения довести дело до конца. Эти задачи имеют первостепенное значение в воспитании детей 3―4 лет, поскольку в этом возрасте дети еще не имеют элементарных навыков труда, особенно в начале их пребывания в детском саду.
Утром во время сбора детей на прогулку или в ходе ее, а также после дневного сна во время игр воспитатель предлагает 2―4 детям протереть игрушки влажной тряпкой или вымыть их, полить клумбы и т.д. Он руководит работой каждого ребенка, показывает приемы выполнения работы, стремясь к тому, чтобы дети запоминали ее последовательность, оценивает старание детей, их стремление довести дело до конца, обращает внимание на качество работы.
В средней, старшей и подготовительной к школе группах, формируя у детей новые трудовые навыки, используют ту же форму
объединения детей, что и в младшей группе, ― труд рядом.
Руководя работой детей рядом, воспитатель не только показывает приемы работы, но и учит ребят проявлять внимание друг к другу, оказывать помощь товарищу.
Некоторым приемам труда целесообразно обучать детей на специально организуемых занятиях. Так, во второй младшей группе детям показывают приемы посадки крупных цветочных семян или лука. Такое занятие будет интересно и с точки зрения познавательной: дети узнают, что у лука есть корешки и вершки, что из семян вырастают растения, что растения надо поливать и т.д. (Объем знаний определен «Программой воспитания в детском саду».) Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность на занятии поупражняться в приемах, которые ему были показаны: либо он будет сажать крупные семена в ящик, либо сам посадит несколько луковиц на грядке и т.д. На занятиях в старшей группе можно показать детям приемы ремонта книги. Для этого каждому ребенку дают книгу, которая требует одинакового ремонта. Сначала показывают приемы более простые: как укрепить корешок книги, подклеить порванные страницы, уголки обложки и др. В подготовительной к школе группе детям показывают приемы более сложные, например как подклеить порванную обложку. Обучая приемам ремонта книги, воспитатель объясняет детям, что бумагу, которую надо наклеить на обложку, подбирают под цвет обложки, что наклеивать ее надо так, чтобы не заклеить название книги или картинку на обложке.