Группировка поручений

Учитывая некоторые особенности поручений (количество действий, способ их выполнения, время достижения результата), их можно сгруппировать. Это позволит лучше увидеть воспитательные задачи, к

Воспитание дошкольника в труде » Организация труда Группировка порученийУчитывая некоторые особенности поручений (количество действий, способ их выполнения, время достижения результата), их можно сгруппировать. Это позволит лучше увидеть воспитательные задачи, которые можно решать через различные по содержанию трудовые поручения.

К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили), т. е. поручения, возникшие в силу жизненных обстоятельств. Задача, поставленная перед ребенком, должна им решаться сразу.

Особенность таких поручений состоит в том, что, несмотря на простое, элементарное содержание, они лишены игрового начала. Такие поручения дают детям возможность быстро ориентироваться в окружающей обстановке, среди многих вещей и предметов найти нужный. Они способствуют развитию сообразительности, ловкости, исполнительности. Часто такого рода поручения сопровождают работу, которую в основном выполняют взрослые. К примеру, воспитатель ремонтирует книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для работы: бумагу, клей, кисточки, ножницы и т. д. В процессе такого совместного труда дети постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения этой работы, как обращаться с ними, привыкают быть полезными взрослым в совместной работе, проявлять элементарную предупредительность. При этом легко можно увидеть возможности детей в выполнении такого поручения, стремление справиться с заданием, оказать услугу.

Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные предметы или оборудование для труда. Нужны и знания, и умения в обращении с ними: где взять их, как по окончании убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность. Сюда можно отнести поручения следующего содержания: помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород.

В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания, расческу, попросить папу подточить цветные карандаши и т. п. Получение результата связано с приложением некоторых усилий для запоминания временных понятий (утром, когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой). Для детей 3―4 лет поручения такого содержания трудны, так как дети забывают о них. Требуется особый контроль и дополнительные напоминания со стороны взрослых о задании. Подобные поручения практикуют в старшей и подготовительной к школе группах.

В особую группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого результата. Такие поручения очень распространены в условиях повседневной жизни детского сада: спросить повара, что сегодня на завтрак, есть ли корм для обитателей живого уголка (птиц, кролика, хомяка), передать сведения о количестве детей, пригласить методиста или заведующую детским садом на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников, спросить, можно ли идти на музыкальное занятие, и т. п. Эти поручения не требуют от детей особых усилий. Здесь решаются задачи обучения ребят умению общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка детского сада.

Дети старшого дошкольного возраста (5―7 лет) такого рода поручения выполняют без труда. Для более младших они сложны и по своеобразию задач, и потому, что в них результат труда для ребенка не выступает наглядно; ему порой просто не понятны подобные поручения. Но это не значит, что в работе с детьми младшего дошкольного возраста надо их избегать. Давая такое задание ребенку и получая отказ выполнить его, воспитатель должен прежде всего вылепить причину, почему малыш отказывается (стесняется, не знает того человека, к кому посылают, плохо ориентируется в помещении детского сада, малообщителен и т.п.), по возможности помочь ему. Целесообразно вначале давать такие поручения более смелым, общительным детям, при этом пояснить, куда пойти, что попросить, повторить задание и рассказать, как его надо выполнить. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться, к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, спросить вежливо, поблагодарить, перед уходом попрощаться.

Таким образом, зная воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом .возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их выполнение, учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые умения, другого учить тщательности, аккуратности в процессе деятельности, третьего научить правильно относиться к работе и т. д.

Содержание последних двух групп поручений несколько сложнее первых, поэтому они чаще используются в старшей и подготовительной к школе группах детского сада. Успешному выполнению их в младших группах помогают взрослые.  
Читайте также:

  • Формы организации труда — поручения
  • Содержание поручений
  • Руководство поручениями
  • Систематическое включение каждого ребенка в труд
  • Проявление инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий
  • Просмотрено: 520 раз 26 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий