Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде На характер складывающихся взаимоотношений, на увлеченность общей работой. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял Детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с записью любимых детьми песен. Музыка не должна звучать громко, она фон, необходимый для создания хорошего настроения. К сожалению, воспитатели недооценивают это сильное средство эмоционального воздействия на ребенка, которое в данном случае имеет не только эстетическое, но и нравственное значение.
В процессе труда педагог создает специальные ситуации для проявления детьми таких важных для совместной коллективной деятельности качеств, как взаимопомощь, поддержка и т. д. В старшей группе подобные проявления могут возникать постоянно, но они приобретают большую педагогическую значимость, если воспитатель не надеется на ситуативное их возникновение, а как бы стимулирует, активизирует нравственные проявления детей. Например, детям предлагается самим выбрать себе партнера для выполнения заданий: «Подумай, с кем ты будешь работать, чтобы сделать все быстро и хорошо». Иногда воспитатель так распределяет работу, чтобы одни дети закончили ее раньше других. Важно затем пронаблюдать, как поведут себя дети, станут ли «искать» работу или спокойно уйдут играть, в то время как общее дело еще не закончено.
Проявление взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста должно быть уже усвоенной нормой взаимоотношений. Однако так бывает не всегда. Дети старшей группы иногда отказываются помочь товарищу. Это происходит в том случае, если воспитатель не уделял достаточного внимания формированию у детей такого качества, как взаимопомощь, т. е. проявление сочувствия к другому и ответственности за результат общего дела (в старшей группе особенно важно обратить на это внимание).
Характер складывающихся между детьми отношений принимает отрицательную направленность, если дети не выполняют порученного или делают это небрежно, скрывают от воспитателя результат своего труда. Подобные явления проходят по мере того, как педагог формирует у детей желание выполнять каждое дело добросовестно и ответственно. В старшем дошкольном возрасте уже можно воспитывать взаимную требовательность. Педагог периодически поручает детям проверить друг друга, как выполнено задание, подсказать, что нужно исправить, доделать. При этом обращается внимание на то, умеют ли дети быть объективными в оценке действий товарища, достаточно ли тактично делают замечания, способны ли выслушать и принять критику, используют ли в качестве аргумента необходимость выполнять дело ответственно.
Таким способам взаимоотношений воспитатель учит детей на занятиях (в этических беседах) и обязательно в практической деятельности. Например, педагог обращается к детям: «Сегодня у нас много дел: нужно вскопать грядку на огороде, посадить лук, убрать участок, подготовить площадку к физкультурному празднику. Все это нужно сделать хорошо и быстро. Кто хочет заняться этим?» Воспитатель помогает дошкольникам в выборе дела. Ненадолго он предоставляет им возможность действовать самостоятельно, а сам наблюдает, продолжают ли дети работу, обращают ли внимание на качество ее выполнения, как делают (или почему не делают) замечания друг другу. Педагог помогает детям закончить дела и просит тех, кто работал на огороде, посмотреть, хорошо ли дети убрали участок, а тех, кто убирал участок, проанализировать работу своих товарищей на огороде. Такая взаимная оценка учит, с одной стороны, быть объективным к анализу их работы, а с другой — стараться самим выполнить дело хорошо, чтобы заслужить высокую оценку сверстников. Анализируя, воспитатель поощряет тех детей, которые умеют общаться тактично и требовательно, обязательно подчеркивает, что общее дело сделано хорошо, потому что старался каждый, что дети выполняли работу с любовью, стремились придумать что-то новое, были активны.
Читайте также:
Просмотрено: 260 раз 23 августа 2010