Педагогу следует обратить особое внимание на культуру общения дошкольников

Так как совместная деятельность является типичной формой организации жизни детей средней группы, то педагогу следует обратить внимание и на культуру общения дошкольников. Увлекаясь процессом

Так как совместная деятельность является типичной формой организации жизни детей средней группы, то педагогу следует обратить внимание и на культуру общения дошкольников. Увлекаясь процессом деятельности, они порой допускают грубые слова, в резкой форме делают замечания друг другу. Отсутствие культуры общения влияет на взаимоотношения детей: они часто обижаются друг на друга, не хотят уступать, иногда даже отказываются от совместной деятельности. Это, безусловно, затрудняет воспитательную работу по формированию коллективных взаимоотношений. Оценка педагогом поступков детей и обучение способам тактичного, вежливого общения — наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения и культуры общения в процессе совместной деятельности. Используя жизненные ситуации, возникающие в группе, воспитатель учит детей, как нужно обратиться с просьбой, как можно сделать замечание и т. д. При этом педагог мотивирует необходимость тактичного общения нежеланием обидеть товарища, огорчить его. «Ира, ты обидела Сашу, видишь, как он огорчен. Извинись перед ним и попроси лопатку вежливо, скажи: «Саша, тебе уже не нужна лопатка, я могу ее взять?»
Можно использовать игрушки и персонажи кукольного театра. На занятиях и в повседневной жизни эти приемы делают процесс воспитания эмоциональным, привлекательным для ребенка. Педагог предлагает детям интересную игру — учиться быть вежливым. В гости к дошкольникам приходит Мишутка. Он здоровается и выражает желание поиграть с ними. Игра начинается. Воспитатель говорит: «Два мальчика решили полить грядку. Один взял ведро, а другому ведра не досталось. Что делать?» Мишутка отвечает: «Я бы сказал: «Отдай мне ведро!» «А вы бы как сказали?» После ответов детей педагог обобщает: «Вот, Мишутка, поучись, как разговаривают вежливые дети».

Воспитатель подбирает несколько ситуаций, которые Мишутка решает неправильно, а дети с помощью педагога учат его. Затем можно прочитать рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

Конечно, примером для детей должен быть сам воспитатель. Если он всегда вежлив по отношению к окружающим, тактичен и доброжелателен, использует вежливые формы обращения, то и дети начинают относиться друг к другу и ко взрослым так же.

Итак, в средней группе происходит дальнейшее развитие коллективных взаимоотношений, которое связано прежде всего с развитием совместной деятельности дошкольников и формированием у них общественных мотивов. На этой возрастной ступени уже можно говорить о зарождении у детей черт коллективизма, которые проявляются в умении выражать сочувствие, оказывать помощь, принимать общественно значимые мотивы и поступать в соответствии с ними. Конечно, эти особенности носят пока неустойчивый характер и требуют постоянного внимания и руководства со стороны педагога.

Развитие и воспитание дошкольников