Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Иногда бывает трудно понять причину того или иного поведения детей, того, что на первый взгляд кажется проявлением положительной коммуникативной активности. Например, идет коллективная уборка групповой комнаты. Часть детей стирает кукольную одежду. Наташа и Настя приводят в порядок игровой уголок. Наташа в умывальной комнате полощет тряпку, видит девочек, стирающих кукольную одежду: «Девочки, давайте я вам помогу». — «Нет, мы сами!» — «Ну, примите меня». Никто ей не отвечает. Наташа остается, не уходит. Приближается Катя, которая тоже оставила порученную работу. Она упрашивает, чтобы и ее приняли. Когда девочке почти удается сломить сопротивление подруг, Наташа вмешивается: «Катя, так нечестно! Разве можно бросать свое дело и браться за другое? Сначала свое дело до конца следует доделать. (Обращается к приближающемуся воспитателю.) Правда, нельзя свое дело бросать?»
В данном случае ребенок обнаруживает знание правила, однако интерес к одному из видов работ способствует его нарушению. Только отказ товарищей заставляет вспомнить это правило и не допустить его нарушения со стороны подруги.
Приведенные примеры и данные многочисленных наблюдений показывают, что формирование положительной коммуникативной активности детей в совместной продуктивной деятельности требует от педагога соблюдения следующих условий:
создания эмоционально-положительного отношения и интереса к совместном труду.
Необходимо разнообразить содержание детского труда, создать атмосферу ожидания предстоящих дел на основе общественно значимых мотивов совместной трудовой деятельности;
подбора работающих подгрупп на основе складывающихся дружеских взаимоотношений;
обеспечения каждому воспитаннику успеха в результатах труда и во взаимоотношениях со сверстниками;
дифференцированного подхода ко всем воспитанникам, по-разному проявляющим активность;
постепенного усложнения способов организации воспитанников при выполнении общего задания.
На начальном этапе важно одно: подвести детей к осознанию необходимости договориться, распределить обязанности и материалы (договориться — это значит вместе решить, как сделать лучше); высказывать свое мнение (в процессе труда думать не только о себе, но и о своих товарищах, помогать им делать все, чтобы работа получилась); осознать собственную роль активного участника общего дела; на конкретных примерах, которые возникают в ходе деятельности, показать, что следует работать хорошо самому и требовать того же от товарища.
Педагог должен учить детей высказывать свое мнение, убеждать товарищей. Организуя совместные трудовые поручения, необходимо учитывать возникающие ситуации, требующие согласования, т. е., давая поручения детям, нацеливать их на все задание, стремиться к тому, чтобы они сами решали, кто из них что будет делать.
Воспитатель присутствует в группе и в случае необходимости включается в обсуждение возникающих вопросов. Такое поведение позволяет ему на конкретных примерах показывать детям способы активного поведения.
Один из приемов, который должен применять педагог,- словесный образец поступка в данной обстановке. Это совместное с детьми обсуждение различных вопросов. Такие приемы, как обсуждение поведения товарища, поощрение его активности, подводят детей к осознанию пользы примерного поведения как для себя, так и для всех. Стремление к внешнему порядку, к тишине не должно заслонять главной задачи — воспитания у детей морально ценных качеств.
Читайте также:
Просмотрено: 161 раз 17 августа 2010