Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Здесь можно вычленить два момента: практическая и социальная значимость работы, ее качество. Так, воспитатель сообщает детям о том, что они сегодня будут готовить атрибуты для игры в почту: сумку и конверты. Предлагает подумать о размерах сумки, чтобы в ней поместились все конверты, и склеить ее так, чтобы она была прочной.
Подобные приемы помогают детям представить результат, ориентируют на проявление смекалки и самостоятельности, побуждают к выбору формы, размеров изделия, способа выполнения задания и одновременно воспитывают ответственное отношение к труду.
Непременным требованием к обучающей методике, независимо от того, применяется она на занятии по трудовому обучению или при организации индивидуального, коллективного труда, является использование педагогом приемов, которые позволяют вырабатывать навыки ориентировочно-исследовательской деятельности: умение мысленно представить трудовой процесс и спланировать его, применить имеющиеся знания и навыки в новых условиях. Воспитатель должен уметь создать новую ситуацию, например: при отборе заданий разного содержания предусмотреть одинаковые способы их выполнения (поделки из коробок — стол, стул, кровать, диван); в сфере хозяйственно-бытового труда следить за порядком в разных помещениях, примыкающих к групповой комнате, а также на участке и дома. Овладение ребенком различными навыками в индивидуальном труде позволяет педагогу активнее включать его в коллективный труд, требующий применения этих навыков в решении общей трудовой задачи.
В старшей группе создается возможность для организации обучения в форме беседы. Ее проведение позволяет педагогу не просто распределить работу между участниками, а учесть их интересы и желания.
Поскольку такая беседа-разговор состоится до включения детей в коллективный трудовой процесс, воспитатель должен познакомить их с содержанием и объемом работы. Например, указывая на необходимость наведения порядка в уголке природы, педагог поясняет: «Нужно вымыть растения, поддоны, вычистить клетку у птицы». Из этого пояснения становится ясно, какие трудовые процессы намечаются, насколько каждый из них сложен, что может быть выполнено быстрее и пр. Это помогает воспитателю подвести детей к заключению: сколько человек должно принять участие в работе. Педагог может предварительно спросить детей, что легче: вымыть все растения, находящиеся в уголке природы, вымыть поддоны или почистить клетку? Почему им кажется, что это легче (или труднее)? Ответы детей также помогают определить, сколько человек желает принять участие в том или ином трудовом процессе. Так педагог формирует представление об объеме всей работы, о трудоемкости отдельных процессов и действий. В нашем примере объем работы у каждого участника примерно одинаков: двое детей моют комнатные растения (их 9); один ребенок моет поддоны и один — клетку.
Читайте также:
Просмотрено: 403 раз 31 июля 2010