Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Важно иметь постоянное место хранения оборудования. Большее значение имеет и его расположение в шкафу (например, тазы, лейки висят сухие и чистые; тряпочки для протирания пыли лежат в коробочке). Дети должны иметь к ним свободный доступ и самостоятельно брать все, что потребуется для выполнения работы.
Воспитатель приучает дошкольников поддерживать и периодически наводить порядок в местах хранения материала и оборудования.
Трудовой процесс может быть организован педагогом в любом месте групповой комнаты, прилегающем к ней помещении, на участке. Иногда дети работают за двухместным столом, иногда столы выстраиваются в ленточном порядке.
Чтобы дошкольники осознали связь между организацией, подготовкой рабочего места и результатом труда, чтобы овладели навыком наиболее удобного для работы размещения материалов и оборудования, воспитатель вновь может воспользоваться карточками с изображением предметов труда.
Прежде чем дети приступят к выполнению трудового задания, воспитатель предлагает им подумать, как удобнее расположить материалы, инструменты, и показать на карточках. Каждый вариант обсуждается. Если оборудование размещено неудачно, педагог объясняет, какие трудности могут возникнуть в связи с такой организацией рабочего места, т. е. учит предвидеть последствия в работе.
Дошкольники осознанно подходят к вопросу организации места для труда. Например, прежде чем приступить к стирке кукольного белья, тряпочек после рисования красками или аппликации, они последовательно кладут карточки с изображением двух тазиков (если предполагается одновременное участие двух детей). С правой стороны помещают картинки с изображением мыльницы с мылом, затем выкладывают картинку с изображением решеточки (либо подноса) для чистого белья, отдельно кладут картинки, где нарисованы ведро, зажимы, веревка, которые тоже нужны для работы. Все продумано. Теперь дети могут аналогичным образом подготовить свое рабочее место.
Умение готовить рабочее место должно формироваться при организации любой деятельности — игровой, учебной, самостоятельной художественной или двигательной.
Большое значение для овладения этим умением имеет оценка взрослого. Он отмечает качество организации рабочего места, умелое расположение ребенком оборудования и материалов, подсказывает, что можно усовершенствовать. Такая оценка повышает ответственность ребенка к данному этапу трудового процесса.
Окончание работы связывается с уборкой рабочего места, с восстановлением общего порядка в группе.
Для воспитания бережного отношения к предметам труда, оборудованию, которым приходится пользоваться, воспитатель может познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам:
все, что нужно для работы, лежит в определенном месте. Это позволяет лучше сохранять предметы труда;
пользоваться предметами во время работы надо аккуратно, осторожно. Если заметил неисправность, сообщи об этом взрослому, попроси поправить, прим участие в этом деле;
после работы предметы труда нужно убирать в отведенное для них место. Тогда они не будут портиться.
Знакомство с этими правилами воспитатель осуществляет на личном примере. Он показывает, как осторожно надо брать предметы, как бережно пользоваться ими. Предлагает ребенку сделать то же самое, добиваясь, чтобы он все повторил правильно.
В результате дети начинают бережно относиться не только к предметам труда, но и к игрушкам, книгам, мебели, одежде. Если ребенок нарушает правило, воспитатель тактично напоминает о нем, указывает на необходимость его соблюдения.
Так, постепенно у дошкольников формируются организационные умения, правильное отношение к предметам труда, бережное обращение с ними.
Умение планировать придает ребенку уверенность в себе, что оказывает положительное влияние на отношение к совместному труду, на достижение общей цели деятельности.
Читайте также:
Просмотрено: 184 раз 31 июля 2010