Рисунки и рассказы детей о животных

Одним из показателей интереса детей к животному миру является их желание рисовать и рассказывать о животных. Результаты наблюдения, экскурсии, прогулки ребята стремятся отразить в самостояте

Ознакомление детей с природой » Знакомство детей с животными Одним из показателей интереса детей к животному миру является их желание рисовать и рассказывать о животных. Результаты наблюдения, экскурсии, прогулки ребята стремятся отразить в самостоятельной изобразительной деятельности. По их рисункам можно судить о том, что привлекло особое внимание ребенка, какие ошибки есть в его представлениях, что необходимо исправить или чем дополнить знания о природе. С этой целью можно специально запланировать занятие изобразительной деятельностью. Так, после нескольких наблюдений за насекомыми воспитатель в кроткой беседе предложил детям вспомнить прошедшую экскурсию и сделать рисунки на тему «Что видели на экскурсии».

Анализ рисунков показал, что дети получили достаточно полное представление о животных, которых наблюдали, и поэтому достоверно правильно передали их характерные особенности: например, у божьей коровки на красных или оранжевых крыльях семь черных точек. Интересно передавали и среду обитания насекомых: на одних рисунках это луг, освещенный солнцем, на других ― лес, на третьих ―( муравейник под большим деревом. Многие изобразили муравьев, которые что-то тащили в свой домик (листочек, веточку, гусеницу).

Таким образом, экскурсия обогатила знания детей, а занятие рисованием закрепило имеющиеся представления, повысило интерес к насекомым.

Можно предложить детям взять на прогулку небольшие мольберты, альбомы, карандаши.

В теплое время года, усевшись на пенек или пригорок, дети с удовольствием рисуют с натуры. Так появляются альбомы с детскими зарисовками: «Муравейник», «Бабочка на цветке», «Стрекоза» и др. Детский рисунок ― показатель не только знаний, но и отношения ребенка к изображаемому, поэтому необходимо как можно чаще предоставлять возможность для проявления его отношения к природе. В детских садах стало традиционным рисование на такие темы, как «Наша белка», «Наш живой уголок», «Цветущий луг», «Что мне понравилось на экскурсии».

Детская изобразительная деятельность широко используется при организации выставок «Родная природа», «О любви к живому», «Мы любим животных» и др. Интересны детские коллективные композиции из глины на темы сказок и рассказов о животных, например «Лиса, заяц и петух», «Два жадных медвежонка», «Скотный двор», «Лиса с лисятами».

Иногда у дошкольников складывается неверное представление, что зимой жизнь в лесу замирает. После беседы на эту тему целесообразно предложить рисование «Мы заглянули под лед (под снег)». Рисунки детей бывают очень выразительны: на них можно увидеть спрятавшихся в речной песок рыб, спящего в берлоге медведя, зарывшегося в осеннюю листву ежика. Подобные темы помогают уточнить знания детей, сформировать у них представление о том, что с изменением сезона жизнь в природе не умирает, а приобретает другие формы.

Другим видом творческой деятельности, которая становится показателем отношения детей к природе, является рассказывание. Многих животных невозможно увидеть в естественных условиях, тогда воспитатель использует картинку. Начиная с младшего возраста с ребятами рассматриваются картины, изображающие домашних животных: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова и теленок». Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить рассказ по картине, а только рассматривают ее по вопросам воспитателя. Завершает такое занятие словесное обобщение педагога. К старшему дошкольному возрасту дети уже умеют составлять небольшие рассказы по картинкам не только описательного, но и повествовательного характера ― придумать начало или конец к изображенному на картине сюжету1. Так, в подготовительной к школе группе после знакомства с пресмыкающимися воспитатель предлагает ребятам описать картинки с изображением рептилий.

Саша рассказывает об уже: «Уж весь черный, на голове полоски. Шипит. Живет в лесу. Как увидит врага ― быстро уползает. А на зиму он в узкие норы прячется. Ест лягушек и улиток».

Вова рассказывает о черепахе: «У меня на картинке черепаха. Она покрыта таким панцирем, что ее .никто не может схватить. Панцирь покрыт узором вроде клеточек. Черепаха ест всякую траву, а моя черепаха Прошка больше всего любила клевер». Оля добавляет: «У меня тоже была черепаха. Она сама себе искала вкусную травку на лужайке, а я смотрела за ней, чтобы она не ушла далеко. Черпаха откусывала листья, цветочки и жевала их».

Как видно, дети не ограничиваются описанием животного, а используют имеющийся у них опыт, и рассказ становится живым и интересным.

Очень хорошо использовать для таких занятий серию картин о животных художника А, Н. Комарова, альбом репродукций с картин П. Караченцова «Наедине с природой». Эти картины дают возможность представить животное в конкретной жизненной ситуации, в среде их обитания, как бы подглядеть за лесной жизнью и обо всем этом рассказать.

Методика руководства таким занятием известна: вначале идет рассматривание картины по вопросам, затем воспитатель дает образец рассказа, потом рассказывают дети. По мере приобретения детьми опыта образец рассказа, который дает воспитатель, может быть заменен примерным планом.

Описание тех или иных животных можно проводить не только по картинкам, но и по памяти, представлению. Обратим внимание воспитателя на проведение двух типов такого рассказывания: рассказ после наблюдения; придумывание загадок.

На прогулке педагог дает детям старшей группы задание: понаблюдать за тем или иным животным (муравьем, черепахой, бабочкой и др.) и затем сказать о том, что видели интересного. Небольшими группами дети ведут наблюдения за разными живыми объектами, а затем обмениваются полученной информацией.

Дима наблюдал за пчелой: «Я видел пчелу, когда она мед с цветов собирала. Сначала садилась на один цветок, потом на другой. Она не кусала меня, потому что я не мешал ей, не махал руками». Оля поправляет: «Пчела не кусает, а жалит». А Надя добавляет: «Я тоже видела пчел: они жужжат, их можно узнать по жужжанию».

Сережа увидел муравья: «Мой муравей куда-то бежал и тащил что-то, наверное, в муравейник. Я хотел ему помочь, а он подумал, что я его обидеть хочу, и укусил меня. Но мне не очень было больно».

Проведение таких небольших занятий ценно тем, что дети учатся передавать итоги своих наблюдений в речевой форме и делают это эмоционально, заинтересованно.

После нескольких наблюдений, в результате которых у детей сложилось определенное представление о том или ином животном, можно использовать еще один эффективный прием проверки и уточнения знаний ― придумывание загадок о животном. Если работа по ознакомлению с животным миром ведется в детском саду систематически и целенаправленно, то такое задание посильно и интересно детям не только подготовительной к школе группы, но и старшей.

Приведем несколько примеров. Ира описала лягушку так: «У нее тело покрыто кожей зеленого цвета. По земле прыгает, а в воде плавает». Оля более детально описала окраску лягушки, сказала о месте обитания и размножения: «Цвета разного бывает: и зеленого, и коричневого. Может жить и в воде, и на земле. А деток выводит только в воде». Дети, конечно, отгадали и первую и вторую загадки. А Андрей правильно решил, что такую загадку можно загадать про жука-плавунца, потому что он тоже может жить не только в воде: «Он у нас на даче улетел из банки с водой».

Марина, рассказывая про ужа, выделила характерное в его внешнем виде, движениях и сезонной жизни: «Кто это ― тело длинное, умеет только ползать, а зимой засыпает?» Игорь охарактеризовал ужа образно: «Тело длинное, черного цвета, похож на шланг ― такой же круглый и умеет скручиваться». А Саша сказал даже в рифму: «Черный, гладкий, в норки залезает и под корни уползает».

Эти выразительные характеристики вызвали оживленную реакцию детей. Со всех сторон посыпались ответы: «Это уж, это змея».

От загадок-описаний можно перейти к составлению загадок, в которых надо выделить один главный признак, присущий только . данному животному, по которому дети сразу отгадывают, кто это. Задания, конечно, трудные, но желание справиться с ними не только повышает интерес детей к выполнению, но и заставляет их напряженно думать, осмысливать, что является самым характерном для данного животного. Старшие дошкольники довольно метко отбирают и определяют этот признак, например: «Шипеть умеет ― уж; квакает ―лягушка; всегда свой домик на себе носит ― черепаха, улитка; кто хвостом на песке след оставляет ― ящерица, уж; когда спасается, убегает, то хвост оставляет ― ящерица».

При отсутствии интереса к животному миру ребенок не сможет так образно выразить в речи полученные впечатления. Поэтому активная, творческая работа детей может быть расценена не только . как результат их знаний, но и как показатель сформированное™ познавательного интереса, который при определенных условиях «провоцирует» ребенка к поиску новых знаний о животном. Дети как бы другими глазами смотрят на знакомых им животных, начинают относиться к ним бережно, заботливо, с любовью.  
Читайте также:

  • Наблюдения за земноводными и пресмыкающимися
  • Роль слова в ознакомлении с животными
  • Ознакомление дошкольников с пресмыкающимися
  • Ознакомление дошкольников с насекомыми
  • Примерные конспекты занятий с детьми разных возрастных групп
  • Просмотрено: 4129 раз 16 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий