Использование картинок для ознакомления дошкольников с животными

В живом уголке детского сада живет ежик. Дети с удовольствием кормят своего любимца, следят за чистотой в клетке. Из бесед с детьми педагог выяснил, что они очень мало знают о жизни ежа в ес

Ознакомление детей с природой » Знакомство детей с животными В живом уголке детского сада живет ежик. Дети с удовольствием кормят своего любимца, следят за чистотой в клетке. Из бесед с детьми педагог выяснил, что они очень мало знают о жизни ежа в естественных условиях, о его повадках. Воспитатель решил расширить представления детей о колючем лесном жителе и однажды вечером рассказал следующее:

«Наш еж Яшка не может жить без вас. Вы ему и еду готовите, и клетку чистите, и опасность Яшке не грозит. А в лесу о еже никто не заботится, он сам должен беспокоится и о своей пище, и о своей безопасности.

Еж весь день спит в уютном гнезде, устроенном из сухих листьев и травы, где-нибудь под кучей хвороста или под корнями деревьев. Когда становится темно, еж просыпается, отряхивает приставшие к иглам листья и другой мусор и отправляется на охоту. Пробежав немного, он останавливается, принюхивается, прислушивается, не пахнет ли вкусным кузнечиком, не зашуршит ли в сухой траве мышь. Каждый камень, каждый пенек, каждую ложбинку еж обязательно обследует. Его устроит любой жук, любая личинка и даже совсем неприглядный слизняк».

Много интересного может поведать педагог и о таких знакомых дошкольникам животных, как хомяк, белка. Например, воспитатель рассказывает о защитной реакции хомяка при встрече с врагом, о том, какую службу оказывает белке ее пушистый хвост.

«Некоторые животные одеты в защитные костюмы, но если их обнаружить, то они внезапно выставляют какую-нибудь скрытую ранее ярко окрашенную часть тела. Большинство животных обычно сопровождает такую демонстрацию угрожающими движениями. Наш обыкновенный хомяк, зазидез собаку, становится на задние лапы, показывает врагу необычное темно-бурое брюхо. Одновременно он храпит, лязгает зубами и раздувает свои защечные мешки. Собака, незнакомая с хомяком, пугается и оставляет его в покое».

«Хвост у животных может быть и парашютом. Спасаясь от куницы, все выше и выше по сучкам мохнатой ели взбирается белка. Куница не отстает. Впереди два сучка, один. Хищница уже торжествует победу. И тут… белка распластывает лапки, расправляет хвост и бросается вниз с самой высокой ели. Хвост действует как парашют, и белка плавно приземляется на лужайку, обманув своего злейшего врага. У куницы хвост не может работать как парашют, и тока она опускается с ели, белка успевает найти укромный уголок».

Дошкольников обычно интересует жизнь диких животных. Наблюдать их в естественных условиях почти не удается, поэтому знакомство с ними идет в основном опосредованным путем: дети с увлечением смотрят телепередачи о животных, рассматривают картинки, слушают рассказы, задают взрослым много вопросов.

Для расширения кругозора ребят не обязательно проводить специальные занятия. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое время вне занятий.

Интересно рассказать старшим дошкольникам о том, как добывает себе пищу лиса, как разгребает снег, ищет под ним мышь или полевку. Этому помогают сильные передние лапы лисы, которыми она зимой разгребает снег, а летом роет глубокие норы.

Рассказы воспитателя помогают расширить и систематизировать представления детей о некоторых связях в мире живой природы, в частности об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Дети 6―7 лет хорошо понимают такие способы защиты, как бегство, прятание, маскировка, отпугивание, использование твердых и колющих покровов и др. Рассказ педагога является основным методом, способствующим сосредоточению внимания на перечисленных способах защиты животных. Со слов взрослого дети узнают, что северный олень быстро бегает и этим спасается от врагов, белка прячется в дупле, а хомяк в норе, что животные умеют по-разному маскироваться (заяц-беляк, бабочки, животные пустыни: варан, ящерица). Некоторые насекомые, например божья коровка, отличные «притворяшки»: если им грозит опасность, они на некоторое время совсем перестают двигаться, не выказывая никаких признаков жизни, а затем снова отправляются в путь.

Интересной формой работы с детьми разных возрастных групп может быть составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают, где оно живет («Это зайка, он живет в лесу»), дети средней группы могут уже с небольшой подсказкой педагога описать, характерные особенности внешнего вида некоторых диких животных, их повадки («Лисичка хитрая, она тихонько подбежит к мышке и схватит ее», «Зайка зимой белый, а летом серый и шерстка у него теплая-теплая»), а ребята старшей и подготовительной к школе групп могут выступать в роли экскурсовода и, постепенно раскрывая ширму, составить рассказ «Кто живет в нашем лесу».

Целесообразно поместить ширму в уголке природы, чтобы в свободное время дети рассматривали ее самостоятельно. С помощью воспитателя старшие дети могут подготовить ширмы с картинками о различных животных для мальшей и затем рассказать им о лесных жителях.

Можно использовать и рассказ-объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстраций. Он применяется в двух случаях: если нет сопроводительного текста к картинам или он труден для детей. Ребята слушают рассказы воспитателя в непринужденной обстановке, часто небольшими группами. Это положительно влияет на повышение их активности: они спрашивают, спорят, высказывают свои суждения.

Используя разные формы общения с детьми, педагог дает им примеры положительного отношения человека к природе, воспитывает у ребят ответственность, доброту, учит проявлять заботу о растениях и животных; рассказывает о необходимости защиты и охраны природы,, о труде людей в заповедниках, заказниках.  
Читайте также:

  • Ознакомление детей старшей группы с домашними животными и дикими зверями
  • Примерные конспекты занятий с детьми разных возрастных групп
  • Требования к отбору и содержанию животных в уголке природы
  • Ознакомление дошкольников с млекопитающими
  • Использование иллюстративно-наглядных пособий
  • Просмотрено: 1803 раз 16 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий