Ознакомление детей с природой » Знакомство детей с животными В подготовительной к школе группе можно рассказать еще об одном полезном насекомом ― бабочке тутовый шелкопряд: «Гусеница этой бабочки плетет себе домик из шелковых нитей. Эта нить прочная, блестящая. Человек берет эти нити, красит в разные цвета и делает красивые шелковые ткани». Дети рассматривают кусочки шелковых тканей, иллюстрации, изображающие бабочку, кокон.
Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними животными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей и средней групп получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца ― шерсть, собака стережет дом. Постепенно, от группы к группе, знания углубляются и расширяются. В старшей и подготовительной группах целесообразно провести занятие, целиком посвятив его усвоению детьми материала о пользе, которую приносят различные животные. Например, если дети уже знают о том, что собака стережет дом, можно рассказать, как это животное помогает людям на севере и юге нашей страны. Такое занятие проводится с использованием иллюстративного материала и может состоять из двух частей:
1. «Собака на службе у пастуха» (рассказ и рассматривание иллюстраций);
2. «О службе охотничьих лаек на Севере» (рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций).
Интересно проходит беседа, в процессе которой уточняются представления о пользе таких животных, как корова, коза, овца, свинья. Эта беседа, проводимая после наблюдения, доступна уже детям средней группы.
Приводим примерный конспект беседы «Коза ― домашнее животное».
Программное содержание. Уточнить знания детей о козе (название, внешний вид, пища). Расширить представление о пользе, приносимой этим животным. Ход занятия.
Дети рассматривают картину, изображающую козу, и отвечают на вопросы: «Как называется это животное? Какое оно? Чем питается? Где живет?»
Затем воспитатель показывает вещи, связанные из козьей шерсти, рассказывает о пользе этого животного. Если возможно, угощает детей козьим молоком.
Знания о полезности того или иного животного и заботе человека о нем тесно взаимосвязаны. Необходимо, чтобы у детей постепенно формировалось представление о человеке, как о хозяине природы, который должен бережно относиться не только к тем животным, польза которых очевидна, а к любому представителю фауны.
Воспитатель должен находить такое художественное слово, которое бы, во-первых, пробуждало интерес к различным животным, как большим, ярким, живущим рядом с человеком и служащим ему, так и маленьким, неказистым, польза которых, на первый взгляд, не видна и мала, и, во-вторых, знакомило бы детей с правилами обращения с живыми существами, побуждало бы их выполнять.
Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует различные моменты, которые предоставляет повседневная жизнь. Летним вечером на даче дети рассаживаются вокруг педагога и слушают ночной концерт насекомых ― сверчков, кузнечиков, цикад. Для беседы с детьми 6―7 лет может быть использован рассказ П. И. Мариковского «Степные музыканты».
«Большое красное солнце опускалось в пыльную дымку, нависшую над горизонтом пустыни. Распаленная земля медленно остывала, испаряя терпкий запах полыни… И вместе с сумерками повсюду разлилась удивительнейшая тишина. Но вдруг издалека, со стороны угрюмых скал, раздалась трель пустынного сверчка, такая неожиданная, звонкая и чистая! Смельчаку ответил другой, отозвался еще один, и внезапно, как по команде, отовсюду понеслась дружная громкая песня. И зазвенела на всю ночь пустыня…
Под утро сквозь сон я слышу, как из многоголосого хора выделяется совсем особенная трель звонкого колокольчика ― песня сверчка. Издалека с нею перезванивается другая такая же. Как жаль, что зарделся восток, первые лучи солнца упали на красные скалы и все сверчки сразу замолкли.
Потом мы долго рылись в низеньком кустике терескена, осматривали каждую его веточку, листик. Только здесь, в этом кустике, мог сидеть таинственный певец. Наконец легкое движение выдает его, и я вижу продолговатое нежное зеленое тело, стройные тонкие ноги, маленькую головку с темными выразительными глазами, длинные, будто ниточки, усики и изумительные, широкие, совершенно прозрачные в изогнутых жилках крылья. Они не способны к полету и превратились в музыкальный аппарат ― своеобразный орган сигналов. Я узнал сверчка. Это трубачик…
Пришлось потратить еще немало времени в поисках других трубачиков, просмотреть множество кустиков. Нам повезло, и еще два таких же сверчка оказались нашими пленниками. Дома им был предоставлен обширный садок из проволочной сетки.
Сверчкам не нравилась новая обстановка. Уж очень они были осторожны, все видели, все слышали и всего пугались. Шум проезжавшего автомобиля, крики играющих детей, звон посуды, неожиданный свет электрической лампы, телефонный звонок, шаги ― все их настораживало.
Но шли дни, и сверчки понемногу освоились с необычной жизнью, перестали бояться. Однажды ночью не выдержало сердце музыкантов, полились трели звонких колокольчиков и сразу же напомнили пустыню.
Как всегда, в таких случаях беспокоило: чем кормить музыкантов? В садке был сервирован богатый стол вегетарианцев: несколько ягод винограда, кусочки дыни, арбуза, яблок и помидор.
Но все яства остались без внимания.
Тогда в садок была положена трава. Она понравилась, сверчки-изрядно ее изгрызли, набили ею свои зеленые животики, потолстели и, набравшись сил, запели на всю ночь, да так громко, что пришлось прикрыть дверь в комнату.
Трава в садке быстро подсыхала. Тогда ее приходилось обрызгивать водой. Сверчкам нравился дождь, они пили капельки влаги, а от смоченных листьев шел чудесный аромат, как в жаркий день на сенокосе.
Громкое пение трубачиков через открытые окна разносилось на всю улицу, и нередко прохожие останавливались у наших окон и слушали степных музыкантов… Как-то садок переставили на освещенное солнцем окно. Пленники тотчас же оживились, выбрались наверх и, обогревшись, стали усиленно облизывать свои лапки… После солнечных ванн трубачики всю ночь напролет распевали громкими голосами. С тех пор стало правилом греть их на солнце.
У трубачиков был строгий распорядок. Свои концерты они начинали ровно в девять часов вечера. Они были пунктуальны, даже если окна закрывались шторами и зажигался свет. Чувство времени у них было развито необычайно. Они обладали какими-то таинственными внутренними часами…»
После чтения рассказа интересно обсудить с детьми такие вопросы: «Почему сверчки-трубачики не сразу стали петь в неволе? Что было сделано для того, чтобы они привыкли к клетке? Что интересного узнали вы о сверчках-трубачиках?»
Читайте также:
Просмотрено: 936 раз 16 марта 2010