Роль слова в ознакомлении с животными

Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают опосредованно, например из рассказов воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. Правильно поста

Ознакомление детей с природой » Знакомство детей с животными Роль слова в ознакомлении с животнымиМногие сведения о различных представителях животного мира дети получают опосредованно, например из рассказов воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение педагога, вовремя использованное художественное слово ― все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации знаний дошкольников.

Учитывая широкое влияние слова на формирование представлений и умственное развитие ребенка, воспитатель должен хорошо продумать содержание и последовательность вопросов к детям, дать точные указания, как выполнять то или иное задание, четко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсии, определить место обобщений, выводов, указаний.

Среди опосредованных приемов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Остановимся на них более подробно. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Рассказ можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу педагога предъявляют следующие требования: содержание его должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном; материал необходимо излагать доступно для детей дошкольного возраста;
в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни.

Особое внимание следует обратить на эмоциональность речи педагога.

Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.

Чтобы вовремя дополнить наблюдения, рассказать детям что-то интересное о том или ином животном, воспитатель должен постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.

Выше уже отмечалось, что наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе― залог доброго отношения к живым существам. Среди разнообразных сведений есть такие, которые в наибольшей степени необходимы для воспитания правильного отношения: это ― знание полезности животных, необходимости их охраны. Именно этот материал и должен присутствовать в любом рассказе воспитателя.

Ребята неоднократно наблюдали, как. муравей усердно тащит личинку, гусеницу. Этот момент наблюдения целесообразно использовать, рассказывая об огромной пользе муравьев: они съедают очень много вредных личинок. Если бы в лесу не было муравейников, то лес очень быстро погиб бы от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев. Муравьи ― прилежные работники, целый день они трудятся, разыскивая и перетаскивая в муравейник личинки и гусениц разных вредных насекомых.

Такой небольшой рассказ подводит ребят к правильному ответу на вопрос: «Полезны ли муравьи? Как нужно относиться к муравейникам?» Дети приходят к выводу: «Надо, чтобы в лесу было много муравейников».

В ясные солнечные летние дни ребята замечают, что цветник детского сада приглянулся пчелам. То одна пчела, то другая садится на цветок, улетает куда-то, а затем появляется вновь. Уместно здесь рассказать о пользе этих насекомых: упорно и долго собирает пчела цветочный нектар, несет его в соты, где и образуется мед. Говорит педагог и о целебных свойствах пчелиного яда. В дополнение к рассказу можно совершить экскурсию на пчельник. По возможности следует показать детям соты, предложить попробовать мед липовый и цветочный.  
Читайте также:

  • Содержание педагогической работы
  • Ознакомление дошкольников с насекомыми
  • Ознакомление детей с природой через слово
  • Рисунки и рассказы детей о животных
  • Экскурсии с детьми
  • Просмотрено: 1008 раз 16 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий