Ознакомление детей с природой » Знакомство детей с животными Наблюдения в младшей группе направлены, прежде всего, на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом. Например, воспитатель наметил начать наблюдение за котенком с его кормления, но животное вело себя беспокойно, отказывалось от еды. Тогда педагог изменяет ход наблюдения: берет котенка на колени, гладит, успокаивает его и задает детям вопросы о внешнем виде животного (какого цвета шерстка, длинные или короткие усы, какие ушки и др.). Это дает животному возможность привыкнуть к обстановке и вести себя естественно.
Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?).
Учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши кролика длинные или короткие?», «Кролики бывают разного цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть у нашего кролика», «Вот здесь в миске я приготовила все, что любит кролик. Скажите, что он ест».
Воспитатель старается связать новое с тем, что уже дети знают: «Расскажи о своей кошке», «А кто еще видел кроликов? Какие они были», «Как мяукает кошка?» и др.
Малыши быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой: «Кролик белый, пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит
морковку».
В связи с тем что наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста медлительны и живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание детей в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия.
С пятого года жизни может составить небольшой рассказ об объекте наблюдения.
Например, педагог обращается к детям с заданием; «Расскажите, какой щенок: большой или маленький? Какого цвета шерсть? Нравится ли он вам и почему?» Ребенок отвечает на вопросы в форме рассказа: «Щенок еще совсем маленький. Он весь черный, а на ушках шерстка беленькая. И хвостик белый. Он весь пушистый и смешной. Щенок мне очень нравится. Его, наверное, Пушком зовут».
С детьми этого возраста можно понаблюдать, как животные поддерживают чистоту своего тела и жилища. Например, предложить ребятам присмотреться к действиям кошки: шершавым языком она вылизывает шерстку на лапках, груди и боках; затем начинает умываться ― смачивает слюной лапку, протирает ею несколько раз мордочку, уши.
В старшей и подготовительной к школе группах воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к млекопитающим, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение. Поэтому педагог подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы ребята могли порассуждать, подумать. Например: «Почему кролик прыгает, а не бегает, ползает?», «Что помогает ему прыгать?», «Каких еще животных вы знаете с таким же строением ног?», «В двух мисках приготовлена разная пища. Найдите ту, которую любит кролик. Какую пищу забыли положить?», «Вспомните, что еще кролик любит есть».
Читайте также:
Просмотрено: 850 раз 16 марта 2010