Ознакомление детей подготовительной к школе группы с домашними животными и дикими зверями

Содержание программы. Программа предусматривает закрепление и расширение уже полученных представлений о домашних животных и подведение детей к образованию понятий «домашние животные», «дикие

Содержание программы. Программа предусматривает закрепление и расширение уже полученных представлений о домашних животных и подведение детей к образованию понятий «домашние животные», «дикие звери», «хищные» и «травоядные». Продолжается ознакомление с дикими зверями ― белкой, медведем, лисой, волком, зайцем, тигром, львом, слоном, обезьяной (характерные внешние признаки, где живут, чем питаются, каковы их повадки).

Воспитывается у детей любовь к животным и умение заботиться о них на своем участке и в уголке живой природы.

В процессе ознакомления с животными развивается у детей наблюдательность, любознательность, логическое мышление. Расширение представлений о домашних животных. Имеющиеся у детей представления о сельскохозяйственных животных можно уточнить и расширить во время экскурсии на животноводческую ферму, познакомить детей с уходом за животными и при носимой ими пользой.

Экскурсия на молочно-животноводческую ферму Х (примерный план)
Программные задачи. Ознакомить детей с условиями жизни коров на ферме. Расширить представление о труде по уходу за животными. Расширить также представление о том, какой важный продукт ― молоко.
Словарь: доильный аппарат, оператор машинного доения, передвижная платформа, автопоилка.

Ход экскурсии. Ознакомить детей с внешним видом помещений. При осматривании коровника обратить внимание на стойла, где находятся коровы. Они едят корм, пьют воду из автопоилок. В стойлах коровы могут и отдыхать.

Наблюдение за кормлением. Обратить внимание детей на механизированную подачу корма при помощи передвижной платформы. Объяснить, как это облегчает труд животноводов. Рассказать, что корм для коров заготовляют летом.

Наблюдение за доением. Вопросы детям: кто и как доит коров? Как обращаются с коровами?
Пояснить, что доярок, которые доят коров с помощью доильных аппаратов, называют операторами машинного доения. Доильный аппарат помогает доярке быстрее выдаивать много коров. Если коров хорошо кормят, ласково с ними обращаются, они дают много молока.
Если возможно, хорошо показать детям, как много молока надаивает одна доярка за удой от своих коров. При этом объяснить, что из молока приготовляют много хороших и вкусных продуктов ― масло, сыр, творог и др.

Подвести итог о важности работы животноводов на молочно-животноводческой ферме.

На земельном участке детского сада часто держат кур, уток, кроликов. Можно посадить курицу (или утку) на яйца и предложить детям пронаблюдать появление цыплят, их рост и превращение во взрослых птиц. Хорошо также провести длительное наблюдение за ростом и развитием крольчат (появление шерсти, прозревание, первый выход из гнезда, начало самостоятельного поедания корма).

На ежедневных прогулках детям встречаются кошки и собаки. Можно пронаблюдать их движение и некоторые повадки (например, как собака во время бега вытягивает голову вперед, как от радости виляет хвостом, а от страха поджимает его).

Закрепление, уточнение и обобщение представлений о домашних животных. Закрепление и уточнение знаний детей об уже известных им животных проводят по картинам. Повесив ту или иную картину из серии «Домашние животные», воспитатель предлагает детям придумать название, составить короткий рассказ об изображенных на ней животных, сравнить их с уже известными им.

Полученные представления о домашних животных воспитатель уточняет и обобщает в беседе, в которой ставит примерно такие вопросы: каких домашних животных вы знаете? Почему этих животных называют домашними? Почему человек заботится о кошке, собаке, корове, курах? Какие животные дают молоко? Какие животные дают пух, шерсть? Какие домашние животные
несут яйца? Какие из домашних животных плавают, какие прыгают? У каких животных есть рога и копыта? Какие домашние животные едят траву, сено? Как называют всех этих животных? Какие домашние животные питаются мясом других животных? Как называют таких животных?

Ознакомление с дикими зверями. Для закрепления и расширения знаний детей об уже известных им зверям, для ознакомления с дикими зверями жарких стран ― львом, тигром, слоном, обезьянами ― нужно провести экскурсию в зоопарк.

Начать показ лучше всего со зверей, знакомых детям,― волка, лисы, медведя; потом перейти к тигру, льву и закончить знакомством с обезьянами и слонами, наиболее привлекающими внимание детей.

Во время показа зверей следует обращать внимание на имеющееся сходство с домашними животными (тигр, лев, их сходство с кошкой во внешнем виде, движениях, что и как едят).

Вместо зоопарка можно повести детей в зверинец или краеведческий музей. Если живых животных детям показать не удастся, можно продемонстрировать кинофильмы «Русачок», «В зоопарке».

Для уточнения и закрепления представлений, полученных детьми на экскурсии или при демонстрировании кинофильма, проводят рассматривание картин из серии «Дикие звери», сопровождаемое рассказом воспитателя или чтением художественных произведений.

Занятие строится так же, как и при использовании картин серии «Домашние животные».

С этой целью проводят и дидактическую игру «Узнай, кто это». Воспитатель описывает какого-либо зверя (внешний вид, движения, что ест, где живет), а дети отгадывают. Потом они сами по очереди описывают зверей.

Для подведения детей к обобщению накопленных представлений о животных и образования понятия «дикие животные» нужно провести несколько бесед по картинам и сравнить, например, кролика с зайцем, собаку с волком, кошку со львом и тигром. Отметить сходство у них во внешнем виде, движении, питании, повадках и различия в образе жизни, месте обитания.

Для систематизации представлений о животных и упражнения в установлении связи особенностей их строения с местом обитания хорошо проводить дидактическую игру «Кто где живет?».

Уход за животными. Ознакомление с животными надо совместить с повседневным уходом за теми из них, которые содержатся в детском саду. Дети должны научиться не только кормить животных (кур, кроликов), но и убирать их помещения.

Кроме дежурств, дети выполняют длительные (на 1―2 недели) индивидуальные поручения по уходу за животными и наблюдению за ними. При правильном контроле у детей воспитывается чувство ответственности за исполнение поручаемой им работы., Очень важно использовать все случаи, в которых можно установить связь между хорошим или плохим уходом за животным И его состоянием.

Развитие и воспитание дошкольников